Перспективы применения методологии НЛП к моделированию процессов динамического обучения

Шугалей Елена Викторовна, директор отдела динамического обучения Центра современных психотехнологий (г. С-Петербург, Дом ученых в Лесном). Материалы конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование"


В своем докладе я хочу поделиться с вами опытом применения методов и техник НЛП в решении задач динамического обучения как основного направления деятельности нашего Центра. На протяжении многих лет мы ведем тренинги по развитию интеллектуальных способностей, курсы динамического чтения, курсы интенсивной подготовки по различным предметам для абитуриентов и школьников. Основным контингентом наших слушателей являются студенты и аспиранты (главным образом, ЛГУ и Технического университета, к юрисдикции которого мы относимся). Это самая гибкая и открытая аудитория, которую я очень люблю и которая максимально обогащает нашу методику и меня лично на всех логических уровнях. Проблемы, которые приводят ко мне моих учеников, фрактально отражают общие тенденции развития системы обмена информацией между обучающимися и обучающими субъектами. Они обусловлены необходимостью ориентации в стремительно растущих массивах информации и массивах накоплений информационных изменений. Динамика обучения должна быть конгруэнтна динамике этих изменений.

Цель курса - обеспечение множественности описаний технологии работы с информацией и построение индивидуальных стратегий на основе личностного своеобразия каждого студента. Обогащение индивидуальных карт репрезентативных систем и построение метакарт когнитивных процессов - необходимое условие роста показателей динамики обучения и выработки индивидуальных стратегий управления этим процессом.

Объект обучения (отдельная личность или обучающаяся группа, организация) рассматривается нами как часть развернутой системы общего процесса обмена информацией и ее утилизации отдельными социумами. В процессе интериоризации информации особое значение приобретает концептуальный подход к этому процессу как к субъкт-субъектному взаимодействию. НЛП, контекстом методологии которого как раз и является такое взаимодействие, - социальная психотехнология, формат которой предоставляет наиболее полное пространство решений. Методика моделирования внешнего и внутреннего поведения и их компутации при обработке информации, моделирование эффективных коммуникационных систем и закономерностей их развития, разработанные НЛП, являются мощным инструментом для перехода процесса обучения на новый качественный уровень. Гриндер в одном из интервью говорил: "Я мечтаю о фундаментальном применении НЛП как способа работы с опытом вообще", особо отметив две сферы приложения - бизнес и образование. Знания как субъективный опыт являются инструментом взаимодействия субъекта со средой на всех логических уровнях... Мне нравится высказывание Горького в романе "Фома Гордеев": Тому, как в дело его употребить, инструмент не научит". Если мы рассматриваем НЛП как набор эффективных техник и инструментов, тем самым мы ограничиваем контекст их применения. Аксиоматика НЛП, интегративность методологии НЛП, основанной на наблюдении как способе научного познания, вызов НЛП фундаментализму как принципу и внесение языка и способа описания НЛП в самые широкие области социальной деятельности, несомненно, способствуют процессу интеграции технологических достижений общества с гуманизацией общественного сознания. С одной стороны, технология НЛП позволяет привнести схему "задача-инструмент" в гуманитарные области, с другой стороны, обеспечивает движение к более высоким логическим уровням технологических сфер деятельности, преодолевая тем самым синдром разделения.

Есть некоторые закономерности взаимодействия методологических составляющих НЛП и сферы образования. В педагогике первоначально происходит накопление индивидуальных методик, картирующих личное своеобразие носителя методики и ориентированных на работу с индивидуальностью. Примером может служить деятельность Амонашвили, Шаталова, Иванова, методики скорочтения Иванова, Андреева и других педагогов-новаторов в нашей стране и целый ряд прогрессивных зарубежных методик. Процесс инкорпорирования индивидуальных достижений в общую методологическую единицу затрудняется отсутствием концептуального подхода к интеграции субъективного опыта в сбалансированную, развивающуюся системную структуру. НЛП предоставляет эффективные техники такой интеграции ресурсов и модели когнитивного поведения с возможностью их приложения к обучающим организациям в целом. Эффективная обучающая организация должна быть в первую очередь именно организацией с индивидуальной иерархией логических уровней, причем определяющими являются высшие уровни миссии организации и идентификации ее как части более широкой системы. Эта организация также должна быть обучающейся самоорганизующейся системой, что обеспечивает максимальную конгруэнтность ее деятельности избранной миссии.

Критика существующей системы образования стала общим местом, демонстрирующим отсутствие навыков системного мышления у критикующих. Способность утилизировать позитивные намерения любых устойчивых неэффективных стратегий, утилизировать ресурсы ограничений, по словам Бендлера, отличает того, кто работает в продуктивном стиле, от того, кто работает в исправляющем стиле. Ресурсы, предоставляемые ограничениями нашей системы образования и соответствующим социальным контекстом поистине неисчерпаемы. Одним из таких мощных ресурсов является повышенная мотивация к динамическому обучению, с меньшими затратами времени, с высоким уровнем эффективности процесса обработки информации, перенос рамки внимания в сферу управления этим процессом. На наш курс приходят люди достаточно мотивированные и ценностно ориентированные.

Интересно проследить формирование группы как временной системной единицы, объединенной общими целями и на протяжении сравнительно небольшого отрезка времени (порядка двух месяцев) представляющей собой модель обучающейся организации. Занимаясь трансдеривационным поиском репрезентаций, на базе которых сформировалось текущее поведение при решении когнитивных задач ( в частности, выработалась актуальная стратегия чтения или воспроизведения усвоенной информации ), мы движемся к истокам появления этих репрезентаций сравнительно дружной группой. Ограничения, препятствующие качественному изменению динамики обучения, сформировались в сходном социальном контексте, поэтому группа имеет возможность сразу же перейти к единому языку описания и единому языку ценностей.

На первых занятиях, совместно очерчивая границы проблемного пространства, обсуждая симптомы, причины, ожидаемые эффекты в соответствии с моделью SCORE, группа знакомится с основными категориями НЛП. Их использование позволяет внести в курс обучения терминологию НЛП в качестве рабочей модели кодирования субъективного опыта. Технология НЛП применяется для максимально точного разукрупнения карт проблемного пространства, пространства желаемых эффектов и соответствующих им ресурсов. Модель ТОТЕ в качестве естественной базовой модели в применении каждым студентом к цели занятий динамическим чтением повышает уровень осознанности когнитивных действий. Качественный и быстрый эффект дает соблюдение условий четко сформулированного результата для определения карты ожидаемого результата.

Очень быстро через конкретные упражнения с привлечением техник НЛП студент убеждается в том, что причинами неудовлетворительной динамики является отсутствие ориентации на развитие репрезентативных систем как физиологической основы процессов восприятия. Существующая школьная практика обучения во многом представляет собой механический перенос учителем жестких стратегий обучения в соответствии с предметной методикой без учета особенностей карт репрезентативных систем учеников. Обучение происходит путем случайного накопления стратегий, наиболее соответствующих фильтрам восприятия ученика. Если они в основных чертах совпадают с репрезентативными особенностями методической карты предмета и с фильтрами репрезентативных систем учителя, процесс обучения происходит успешно и повышает мотивацию к обучению. У подавляющей же массы учеников формируются самоподкрепляющиеся за счет индивидуальной системы якорей фильтры восприятия, поддерживающие систему ограничений. Якорение негативных состояний приводит к закреплению негативной мотивации. Ученик воспроизводит случайно найденное эффективное поведение без учета контекстов цели и содержания обучения. Вследствие этого даже у самых одаренных учеников спонтанно образуются некоторые личностные предпочтения по отношению к воспринимаемой информации и способам работы с ней. Эти предпочтения ограничивают ученика в ресурсах гибкости и конгруэнтности с рабочей информацией. Фраза: "Я ненавижу русский язык, а литературу обожаю!" достаточно распространена и иллюстративна.

Проблема заключается не только в недостаточном развитии методологических связей между отдельными учебными предметами или в особенностях формата личности учителя как носителя информации. Она может быть разрешима только на более высоких логических уровнях путем создания метакарты процесса обучения, в которой контексты предметных методик являлись бы частью более широкого контекста процесса обучения в целом. Методология НЛП в соединении с предметными методиками является ресурсом для адаптации процесса обучения к уровню современных социальных процессов. Без ориентации на комплексное развитие самих систем репрезентации субъективного опыта такая адаптация просто невозможна. Подавляющее большинство учащихся и студентов даже не знакомы с основными каналами восприятия информации и обслуживающими их механизмами. Недостаток информации восполняется сильными ограничивающими убеждениями. Когда аспирант политехнического института, читающий со скоростью 700-900 слов в минуту еще до посещения курса динамического чтения, формулирует свою проблему таким образом: "У меня нет образной памяти! Я никогда не вижу внутреннюю картинку!", это свидетельствует в первую очередь об ограничениях нашей системы образования. Я могу только восхищаться его личным ресурсным своеобразием, способным эффективно компенсировать разрушающую силу подобного убеждения. Он очень быстро придумывал остроумные варианты для объяснения, как он, например, каждый день доходит до Дома ученых ко мне на занятия, не пользуясь образной памятью, или как он все-таки умудряется помнить цвет глаз и волос своей подруги. Нужно было задействовать убеждения более высокого уровня иерархии, чтобы решить его проблему. Когда после долгого объяснения, почему он никогда не увидит третье измерение в плоских компьютерных картинках из серии "Магический глаз", он все-таки увидел… Он сказал: "Вот это да!" И образная память вернулась из долгого изгнания.

Отдельно следует остановиться на переходе к трехмерным структурам субъективного опыта восприятия информации и изучении общих ресурсных состояний, сопутствующих этому процессу. Сам перенос рамки внимания на трехмерные структуры является ресурсным состоянием. Я часто использую объемные картинки, причем не только как модели многоуровневого восприятия. Для меня это еще и инструмент, помогающий снимать внутренние зажимы, связанные с ограничивающими убеждениями людей по поводу своей репрезентативной и чуть ли не физиологической неполноценности. "Это у меня зрение такое!" " Я в детстве ударился, и с тех пор я вижу только черно-белые картинки, не то что эти объемные" Грустные цитаты… Когда после первого периода занятий я достигаю многоуровневого раппорта с группой, я просто приношу на занятия картинки, в конце занятия говорю: "У нас есть еще десять минут, сейчас мы научимся видеть третье измерение. Нужно делать так и так." И все начинают видеть. Если самые критичные не видят картинку с крупными деталями я ее заменяю на картинку с мелкими. Пресуппозирование и другие средства эриксонианской коммуникации - универсальный инструмент обучающего воздействия. Мне очень нравится наблюдать реакцию людей в момент, когда они начинают видеть трехмерное изображение, и сопереживать этот подъем настроения после занятий… Просто превосходная и емкая модель. На следующем занятии мы анализируем использованные мной и ими стратегии для получения такого мощного переживания. Как правило, после этого в группе проблем по поводу развития репрезентативных систем не возникает. Возникает целый букет новых общих ценностей и новый уровень осознанности действий.

Важной составляющей моей методики является изучение и генерация общих ресурсных состояний во время обучения. Установление с изучаемой моделью контакта высшего качества требует состояния "uptime", для которого характерна особая острота восприятия благодаря отбрасыванию фильтров внутреннего диалога, фовиального зрения и избыточного напряжения. Это "состояние, в котором наше внимание провзаимодействовано с моделью, состояние моделирования" (Д.Делозье). Его ресурсность резко повышается при переходе к трехмерному варианту субмодальных характеристик состояния: объемность, контрастность, стереофоничность, расширение в динамике с нарастающей скоростью, распространение чувства легкости в окружающую среду; у образа этого состояния не должно быть четких границ - оно динамично в сторону расширения.

Еще одно моделируемое общее ресурсное состояние - состояние открытости рамки ожиданий при работе с потоком информации. Оно характерно для "молодого" восприятия, когда процесс обработки информации сопровождается позитивными интеллектуальными эмоциями, маркирующими переход сознания на более высокий логический уровень. Основными чертами этого ресурсного состояния является когнитивная гибкость, повышенная требовательность к качеству воспринимаемой информации, ее целостности, к конгруэнтности информации и ее носителя. Состояние "восхищенного восприятия" также описывается с помощью трехмерных субмодальных характеристик с доминированием чувства взаимодействия с интенсивным, прозрачным светом, распространяющимся по всему пространству восприятия, включая самовосприятие. Это чувство интеграции с ресурсами вселенной, являющейся "сферой дружественной". Перед НЛП стоит задача вычленения, точной калибровки и воспроизведения подобных общих ресурсных состояний.

Методами НЛП мы создаем определенный дизайн процесса обучения. Стратегии динамического обучения - это последовательность ресурсных состояний, которые формируются на определенной физиологической основе. Состояние - структурная единица субъективного опыта. Ресурсное состояние должно охватывать все нейрологические уровни, часто оно имеет четкую сенсорную репрезентацию. Точная калибровка самим учащимся физиологической основы ресурсного состояния во всех модальностях - залог точности его воспроизведения. Чтение со скоростью выше 600 слов в минуту - некоторое ресурсное состояние, отличающееся от состояния, в котором находится человек, читающий со скоростью 1000 слов в минуту или … со скоростью 150 слов минуту. В начале курса у учащихся нет подкрепленных физиологией репрезентаций желаемого состояния, например, чтения со скоростью 1000 слов в минуту. Для этого необходимо сформировать промежуточные состояния за счет определенных поведенческих навыков. Отслеживание момента появления этих промежуточных состояний и их калибровка - задача и учителя, и обучаемого. В первую очередь ученик обучается калибровке своих состояний и их маркированию с помощью якорей.

Запоминание и воспоминание - процессы, генерирующие и воспроизводящие некоторые состояния. Задействовав свою способность к синестетическому восприятию информации, мы обеспечиваем больший приток сенсорных ресурсов, создаем внутреннее множественное описание запоминаемой информации. Мощным инструментом для запоминания является маркирование объекта с помощью ведущих модальностей ( это может быть, например, резкое замедление темпа работы с объектом ), восприятие его в измененных субмодальностях (изменение величины, формы, цвета букв) структуризация и разукрупнение объекта, внесение его в другой контекст и т.д. Этот способ обработки новой информации путем создания множественного описания объекта является наиболее естественным. Даже обезьяна, изучая новый предмет, стремится увеличить число манипуляций с ним. Человек, сознательно работающий с новой информацией и в ведущей модальности, и в модальности, имеющей ограниченное для него применение, тем самым маркирует эту информацию и переводит ее в разряд более значимой. Разнообразие осознанных манипуляций с информацией, требующей запоминания, делает этот процесс наиболее эффективным.

Укрупнение дидактических единиц с последующим разукрупнением при обучении служит той же цели - учащийся приобретает множественность перспектив восприятия и работает с информацией с более высокого логического уровня. Например, само введение в обучение понятия "стратегия" организует внимание учеников на работе с контекстом обучения в целом, не ограничивая его только контекстом содержания и технических приемов.

Знакомство с логическими уровнями организации информации и их нейрологической составляющей позволяет не только структурировать рабочую информацию ( студенты говорят: "Как все стало просто и понятно!"), но и точнее калибровать особенности ресурсных состояний. Эта модель универсальна при работе с любой информацией, в том числе и при выработке собственной метакарты когнитивной деятельности. Запоминание информации путем определения ее места в уже структурированном пространстве когнитивных моделей резко повышает скорость этого процесса. Важными методологическими составляющими при этом являются поиск общих закономерностей в рамках различий, репрезентация полярных высказываний и суждений как характеристик процесса, принадлежащего одному и тому же смысловому уровню или контексту.

Незаменимым ресурсом является осознание того, что ограничение равно ресурсу. Человек, приходящий на курс динамического обучения, как правило, уже осознал наличие у себя ограничений и ищет способы расширения своих ментальных характеристик. Он уже обладает сформировавшимися эффективными стратегиями обучения, которые позволили ему поступить в институт, сдать сессию и так далее. Нейронные связи этих стратегий являются приоритетными и самоподкрепляющимися. Отказ от опробованной выигрышной стратегии невозможен без демонстрации на всех уровнях еще более качественных достижений и закрепления их в физиологии. Открытость новой информации, переход в состояние осознанного незнания бывает довольно болезненным, если его не подкрепить работой с имеющимися ограничениями. Расширение карт репрезентации опыта - это работа с ограничениями. Каждый студент с удивлением (а иногда и с досадой) начинает убеждаться в том, что его эффективная стратегия, позволяющая идентифицировать себя как умного, успешного ученика, не срабатывает при переносе в контекст приобретения навыков автоматической обработки информации. Часто репрезентативное ограничение защищено ограничивающим убеждением. Только анализ позитивной составляющей этих ограничений, выраженной в позитивном намерении, калибровка ресурсов, предоставляемых ограничением, и поиск конгруэнтного ему контекста позволяет утилизировать ограничение как ресурс. Есть богатый арсенал техник НЛП, которые применимы в каждом конкретном случае. При гибком и вариативном их использовании перевод ограничения ученика в ресурс не только расширяет фильтры восприятия ученика, но и фильтры восприятия учителя. Захват ресурса ограничения и утилизация стратегии выполненного захвата представляет собой универсальный инструмент работы с субъективным опытом любого уровня.

В отличие от традиционных методик динамического чтения, мы не меняем систему существующих ограничений на новые ограничения, а знакомим слушателей курсов с особенностями восприятия и организации внимания. До знакомства с НЛП меня удивлял сравнительно низкий результат на полугодичных курсах скорочтения в Гарвардском университете. Они оснащены самой современной техникой для тренировки движения глаз строго по прямой линии посредине листа с текстом, с соблюдением двух фиксаций, с постоянно поддерживаемым в помещении для занятий звуковым фоном ритма для подавления внутреннего проговаривания и прочими техническими приспособлениями. Да, благодаря приобретению новых физиологических навыков, изменению контекста на уровне действий и окружения, происходит расширение фильтров восприятия, достигаются некоторые спланированные результаты, но одновременно формируются и сопутствующие ограничения. Когда после окончания курса студент берет в руки текст, и его мудрый мозг фиксирует взгляд не на середине листа, за что он заплатил довольно большие деньги, а на маркированном символе, например, на дате, на имени собственном, на выделенном другим шрифтом слове, он начинает испытывать в лучшем случае замешательство, что резко снижает скорость восприятия. Он воспринимает уже не информацию, а рефлексию по поводу своей техники чтения. Маркированная любым способом информация привлекает к себе наше внимание. С этим нужно не бороться, а считаться. Более того, наше сознание само автоматически маркирует блоки информации в зависимости от субъективного опыта или, например, в соответствии с целями чтения. Влюбленная девушка не может не снизить скорость чтения на фразе: "Я тебя люблю", даже если она написана мелким шрифтом в нижнем левом углу листа. Студент, просматривающий биографию Наполеона с целью выбрать даты его биографии для шпаргалки, не может не фиксировать взгляд на цифрах и так далее. Гибкость в применении техник быстрого чтения должна быть ценностной частью приобретенного навыка.

Традиционные методики хорошо подготавливают наше сознание к формированию индивидуальной стратегии динамического чтения и динамического обучения в целом. Я применяю и метод простукивания для подавления внутренней речи, но несколько с другой целью. Когда через несколько занятий студенты научаются одновременно простукивать ритм, пропевать его и проговаривать слова текста, это хорошо демонстрирует высокую способность нашего мозга к обучению и его адаптивность. Мы обучаемся очень быстро. "Мозг не может работать медленно", говорил Бендлер. Подавление внутренней речи во время чтения с помощью техник НЛП осуществляется довольно просто. Появление внутреннего проговаривания служит триггером, включающим физиологическую стратегию резкого увеличения скорости скольжения глаз. Очень эффективна в формировании этого навыка техника взмаха. Мы занимаемся и фиксациями, и контролем за траекторией движения глаз, но в жестких условиях все возрастающего темпа чтения - до тех пор, пока спонтанно не начинают вырабатываться оптимальные для каждого слушателя траектории движения глаз и не происходит естественный отказ от жестких фиксаций как ограничивающей стратегии. Происходит переход на уровень формирования индивидуальных стратегий.

Оптимальная скорость чтения совпадает со скоростью мышления. Каждый текст или другой вид информации требует своей скорости восприятия и стратегии обработки. Динамика взаимодействия с информацией зависит от степени укрупнения информационных единиц. Самая высокая скорость достигается при соответствующем уровне структурирования информации. Традиционное деление информации на смысловые блоки без установления их взаимоссвязей на основе логических уровней иерархии не может обеспечить при той же скорости чтения адекватного уровня восприятия. Активно используя модель логических уровней, мы повышаем скорость восприятия на порядок благодаря быстрой оценке информации и нахождению ее места в иерархической структуре наличного субъективного опыта. Ориентированная таким образом информация автоматически обрабатывается наиболее конгруэнтной для нее техникой.

Отдельно следует отметить значение моделирования смысловых структур в виде метафор. Метафору можно рассматривать как способ сжатия дискурсивной информации. Любая область субъективного опыта человечества, выраженная в разных отраслях науки, культуры и социальной практики может служить источником метафор. Сжатие информации - процесс, изучению которого в современных условиях следует уделять особое внимание. Выделение смысловых фракталов (более подробно содержание термина рассматривается ниже) позволяет сжимать информацию любого наполнения, а не только графическую. Динамика работы с информацией прямо пропорциональна емкости ее кодировки. Укрупнение смысловых единиц информации позволяет значительно ускорить ее обработку за счет направления восприятия с более высоких уровней к разукрупнению. Процесс разукрупнения смысловых единиц оптимизируется путем целенаправленного использования метамодельных вопросов, позволяющих естественным образом воссоздать недостающие звенья в обрабатываемом массиве информации и определить ее место в структуре когнитивной карты ученика. Используя эту стратегию, удается достичь качественных изменений в скорости и глубине усвоения и передачи информации. Грамматика русского языка, обобщенная до главных схем, отражающих смысловые связи в соответствии с логическими уровнями, усваивается очень быстро (от 3 до 5 дней), последующий этап разукрупнения по времени занимает около 7 дней.

НЛП предоставляет нам уникальную возможность моделирования не только эффективных индивидуальных когнитивных стратегий, но и использования уже выработанных. Безупречно работает стратегия Леонардо для запоминания, основанная на калибровке точности своей внутренней когнитивной карты объекта или явления. Принцип мультипликации, принадлежащий Диснею, при разукрупнении больших блоков информации на более мелкие структурные единицы с последующим соединением их в самостоятельную структуру более высокого логического уровня помогает в работе с информацией, трудной для восприятия, новой или вызывающей негативные личностные ассоциации. Эффектно работает сочетание принципа мультипликации и стратегии Леонардо при запоминании визуальных объектов. В этом случае время, выделенное для запоминания, дробится на короткие промежутки (порядка 3-5 секунд), во время которых запоминание информации осуществляется в соответствии со стратегией Леонардо, а затем в оставшиеся 5 секунд создается цельный образ, объединяющий все объекты. В конце курса эта комплексная стратегия обеспечивает прочное запоминание 15-20 сложных изображений за 20-30 секунд. На первых занятиях она служит для демонстрации самого понятия стратегии, возможностей нашего сознания работать в быстром режиме, мотивирует и создает раппорт ценностей.

Методы НЛП в приложении к моделированию процессов динамического обучения предоставляют возможность не только интегрировать имеющиеся и приобретенные ресурсы, но и осуществлять это как целенаправленный процесс. Внимание, направленное на контекст обучения, формирует позицию метанаблюдателя. Динамика обработки информации становится не только средством, но и методом контроля, и целью. Динамика обучения обеспечивается путем формирования развитой метапозиции восприятия: "Как я наблюдаю за процессом обработки информации? Насколько эффективно я выбираю методы и средства управления этим процессом? Конгруэнтно ли внутреннее поведение этого контролера задачам самообучения? Какие стратегии использует мой внутренний контролер? Эффективны ли они или их можно дополнить, оптимизировать? Чему научился мой внутренний контролер в процессе выполнения учебного задания?" Организация внимания с помощью метафоры метанаблюдателя позволяет поднять процесс работы с информацией на более высокий логический уровень управления и обеспечивает применение сформированных метанавыков в разных контекстах субъективного опыта. Модель четырехпозиционного описания в применении к когнитивной деятельности становится аттрактором, организующим целенаправленное управление процессом восприятия. Формирующийся на основе этой модели ландшафт метакарты субъективного опыта обеспечивает конгруэнтность выбора предоставляемого инструментария с целями, конгруэнтность целей и ресурсов активной и пассивной части сознания. С одной стороны, это инсталляция бессознательных процессов, с другой, - перенос в область неосознанного знания приобретенных стратегий и техник с их последующей автоматической актуализацией. При осуществлении процесса обучения важно ознакомление учеников с такими моделями взаимодействия их ожиданий и накопленных изменений, как кривая Бандура, основные архетипы, участвующие в базовых процессах обработки информации (по Сенджу) и т.д. В процессе обучающего взаимодействия используются все уровни поддержки обучения и изменения: "ведение, тренинг, обучение, наставничество, спонсирование, пробуждение" (Р.Дилтс).

Системность мышления и интеграция субъективного опыта на основе выработанных моделей - основополагающий принцип обучения в целом.

 

Введение языка описания процессов восприятия и переработки информации, методов и принципов НЛП в процесс обучения раскрывает новые перспективы и для развития методологической базы НЛП как науки. Работа с содержанием в рамке обучения предоставляет нам источник моделей, перенесенных из контекста других наук в контекст НЛП. На мой взгляд, одно из приоритетных направлений развития НЛП как научной дисциплины - выработка эффективной стратегии расширения ресурсного пространства методологии НЛП за счет утилизации когнитивных моделей из различных сфер накопления человечеством обобщенного субъективного опыта, выраженного в виде метаметафор, предоставляемых наукой и социально - культурной практикой. Исследуя ментальные карты различных культурных групп, ведущие специалисты НЛП уже внесли много ценных инноваций в методологию НЛП. Исторически оформившаяся общая тенденция сближения западной и восточной культур находит свое выражение и в НЛП: широкое использование метафор, предоставляемых восточной философией и особенностями этого мировоззрения, иллюстрирует этот процесс.

Любая система является метафорой другой системы, и интеграция с креативным опытом моделирования в контекстах разных наук раскрывает пред НЛП новые горизонты развития, расширяет ресурсное пространство этой дисциплины. Современный уровень когнитивных интеграций позволяет перейти от метафоры разделения науки на ее гуманитарную и естественнонаучную часть к расширению пространства исследований за счет развития граничных наук. НЛП, возникшее как раз на стыке нескольких направлений научной мысли, имеет большие перспективы развития за счет привлечения моделей, разработанных этими науками.

Позволю себе процитировать книгу "Синергетика и прогнозы будущего" (С.П.Капица, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий):

"Дальнейшее развитие науки обычно характеризуют как цепь триумфов, каждый из которых расширял наши возможности, повышал точность описания различных явлений, а с ней и возможности что-либо предсказывать.

Но не менее оправданным представляется и диаметрально противоположный взгляд. Большинство фундаментальных теорий, изменивших стандарты научных исследований (меняющих парадигму, по выражению историка науки Т. Куна), связано с осознанием все новых и новых ограничений"

Большой интерес представляют и достижения фундаментальных наук, имеющих в своей основе высокий уровень обобщения информации (квантовая физика, теория относительности, теория самоорганизующихся систем и систем искусственного интеллекта). Фундаментальным для когнитивных процессов, требующих сжатия информации, на мой взгляд, является принцип фрактальности, основанный на выявлении фрактальных множеств в самых различных контекстах. Теория фракталов, появившаяся почти одновременно с возникновением НЛП (1977 г.), в приложении к структурам субъективного опыта позволит смоделировать сам процесс сжатой обработки информации.

"Тех, кто впервые знакомится с информатикой, обычно поражает несоответствие между огромным количеством информации, которое содержится в цветном изображении, и скромным объемом, который может быть отведен под него в головном мозге. Вывод из этого несоответствия прост: информация в мозге обрабатывается и хранится совсем не так, как в компьютере. Вероятно, мозг выделяет что-то наиболее важное в каждом изображении, сцене, переживании, с чем и имеет дело в дальнейшем. При таком подходе главной проблемой становится научить вычислительную машину выделить необходимое и забыть ненужное.

Взгляните на рис.1. Чтобы "запомнить" стандартным способом эту картину, нарисованную на экране компьютера, нужно хранить более одного мегабайта информации. Однако если выделить "самоподобные" элементы в этом изображении с помощью методов фрактальной геометрии, достаточно одного килобайта.

рис. 1
Рис.1
рис. 2
Рис.2
Причем, это число не зависит от размеров экрана. Оно останется тем же самым, если рисовать этот узор, а может быть дракона, с гораздо большим числом деталей. Здесь информацию удается сжать более чем в тысячу раз." ("Синергетика и прогнозы будущего").
рис.3
Рис.3
Рис.2 иллюстрирует еще не интерпретированную возможность человеческого сознания считывать некоторые абстрактные фрактальные характеристики вне контекста содержания восприятия. Вы видите репродукцию картины Кандинского "Квадраты", написанной на несколько десятилетий раньше, чем была получена фотография (рис. 3) конвективных валиков, наблюдаемых в подогретом снизу слое жидкости.

Сообщество специалистов, активно занимающихся НЛП в России, можно рассматривать как обучающуюся организацию, обладающую всеми ресурсами для своего эффективного взаимодействия с любым социальным контекстом. Отчетливая зона роста пространства методологии НЛП наблюдается в расширении вариативности применения существующих стратегий моделирования эффективных коммуникаций с информацией к самому контексту методологии НЛП.

Для самого процесса комбинирования моделей можно последовательно применить стратегию изобретений и творчества Леонардо (разработка В. Савицкого, центр "МЕТАПЕРСОНАЛ", г. Санкт-Петербург), отражающую его систему комбинирования наличных элементов системы с целью получения качественно нового результата (случайное комбинирование элементов структурированной системы в соответствии с выбранными критериями). Применяя ее к пространству наличных моделей НЛП, можно получить доступ к практически безграничным ресурсам. Число комбинаций из n элементов равно n! (n-факториал!). Данная стратегия предусматривает в качестве первого шага установку главных критериев проекта, определение основных элементов проекта с их последующей разбивкой на ключевые элементы и параметры. Стратегия определения ключевых элементов заключается в проведении аналогий между глубинными структурами различных систем (у Леонардо - между анатомией тела и космографией). Хорошие результаты дает применение этой стратегии для быстрого обучения (физика, грамматика русского языка в сжатые сроки) путем установления аналогий между различными частями, выведение общих характеристик, затем сравнение и констатация различий.

У нас, наконец, имеется еще не описанная методологически стратегия Бендлера и Гриндера, позволившая им стать авторами новой когнитивной технологии. Основной характеристикой стратегии является ее направленность на интеграцию ресурсов из разных областей, выбор наиболее емкого кода и наиболее эффективного профессионального поведения.

Мы можем подойти к вопросу развития методологии НЛП во всеоружии имеющихся у нас техник эффективной коммуникации (например, использовать трехпозиционное описание на всех логических уровнях для развития отношений с другими областями знания и определения миссии НЛП во взаимодействии с надсистемой, представляющей собой обобщенный когнитивный опыт человечества). Это не только обеспечит необходимое разнообразие и уровень гибкости НЛП как науки, но и позволит расширить сферу ее практического применения как интегративного элемента субъективного опыта человечества.


Посмотрим с начала?   |    Back