Миссия фирмы

интервью для газеты "Петербургский рекламист"

ПР - Как соотносится понятие миссия и корпоративная культура ?

М.Гринфельд - Мне кажется, что надсистемой корпоративной культуры является миссия фирмы. Она должна состоять из нескольких компонентов. Во-первых, собственно миссия, т.е. вневременная общественно-полезная цель. Во-вторых, - цели временные, внешние и внутренние. В-третьих, - ценности фирмы, они же - принципы работы. Исходя из этого положения выстраивается внутрикорпоративная культура. Она транслирует "вниз" то, что сформулировано в миссии.

ПР - Почему без миссии никак не обойтись ?

М.Гринфельд - Я думаю, без миссии обойтись можно. Однако психологическая особенность России (может, это и за рубежом есть) в том, что американский способ ведения бизнеса здесь, в нашей реальности совсем не подходит. Очень много людей просто зарабатывать деньги не могут. Людям нужно делать что-то полезное, зарабатывать на этом деньги и одновременно верить в это. Одна из целей миссии - создание приверженности персонала фирме, создание моральных стимулов работ, разработка наиболее оптимальной системы взаимоотношений внутри коллектива и общей идентификации сотрудников. Одним предложением, сверхидея в том, чтобы сотрудник не делал различия между интересами фирмы и своими.

ПР - Какие практические действия должен предпринимать PR-мэн для создания миссии ?

М.Гринфельд - Прежде всего, выработать у руководства общее видение будущего фирмы. Дальше все это структурируется, художественно оформляется и выстраиваются способы трансляции миссии "вниз". Например, общие ритуалы фирмы (ритуал увольнения, приема на работу), праздники (как частный случай ритуалов). На мой взгляд, особенно важна проработка бонусов и бенифитов, т.е. материального и нематериального стимулирования. Раньше в качестве бенифитов использовали грамоты, сейчас, конечно, они не сработают. Возможны и некие другие поощрения, не связанные с увеличением дохода. Но, в основном, нематериальные стимулы работают как отрицательные, например, когда делают "втык". Примером носителя положительного бенефита можно назвать внутрифирменные издания, которые популяризуются сейчас, где рассказывается о чьем-то передовом опыте. Далее подмиссия выстраивает социальную сферу.

ПР - Когда руководство понимает, что нужна миссия ?

М.Гринфельд - Я бы перефразировал: когда руководство понимает, что нужно работать с персоналом, когда становится очевидно, что люди работают с меньшим энтузиазмом, что отделы договориться друг с другом не могут, когда падает доходность. Это симптомы, которые говорят: надо вкладывать деньги в работу с персоналом. Это могут быть инвестиции, например, в обучение. К сожалению, заранее мало кто предвидит эти проблемы. Выработка "национальной идеи" для фирмы - пока редкость. Подобной широтой взгляда обладают далеко не все.

ПР - Какие примеры миссий Вы можете привести ?

М.Гринфельд - К сожалению, об этом я говорить не могу. Во-первых, это эксклюзивное право заказчика, а во-вторых, технология создания миссии - ноу-хау. Я мог бы привести метафору, но, вырванная из контекста она ничего не скажет. Точно так же, как амулет, вырванный из шаманской культуры, покажется стороннему человеку просто камнем.

ПР - Почему для выработки миссии обращаются к внешнему консультанту и как часто ?

М.Гринфельд - Как правило, по двум причинам. Первая, когда нет человека, который технологически мог бы обеспечить процесс среди сотрудников, а вторая, когда хотят услышать независимое мнение. Как часть, сказать трудно, но за последние 3 месяца по этому вопросу было 3 обращения.

Это интервью было взято для газеты "Петербургский рекламист" Натальей Ульяновской.


Посмотрим с начала?   |    Back