НЛП и гуманизация образования


M.Гринфельд Тезисы доклада на конференции Гуманизация образования Университет Педагогического Мастерства С-Пб, февраль 1996

Стоя в настоящем, мы повернулись спиной к будущему, а лицом к прошлому.И, таким образом сформулировали для себя определение гуманизма. Гуманизм мы понимаем как обобщенное название самых различных, часто взаимоисключающих друг друга, направлений гуманитарной мысли, возникших на временной линиина разном удалении от нас, но объединенных несколькими общими свойствами: опозиционностью оружающих их во времени и пространстве направлениям гуманитарной мысли и стремлением поставить во главу угла заботу о благе людей/человека. ( Естественно в меру того, какое было на дворе время, и как "благо" понималось представителями той или иной гуманистической "школы").

В связи с изменением социокультурных условий, в данном временном и пространственном контексте нам представляется важным гуманизация субъект-субъектных взаимодействий в образовании. Мы предполагаем рассмотреть данную проблему сквозь призму методологии и технологии Нейро-Лингвистического Программирования (НЛП).

НЛП возникло в середине 70 -х годов в США. НЛП полагает, что любая наука, идеология, теория является только моделью (картой) той действительности (территории), которую она описывает. Любая теория, идеология, научное направление представляет из себя набор стереотипов и ритуалов, которые успешно действуют в одних контекстах (системах) и не успешно в других.

Контекстами НЛП являются внутренние психические процессы, внешняя коммуникация и ее подсистемы: педагагика, деловое общение, реклама, искусство, психотерапия и т.д. НЛП создает и инкорпорирует модели, которые позволяют эффективно описывать и решать задачи в данных системах.

Нам представляется, что проблемы с гуманизацией во многом исходят из того, что убеждения и практика массового педагогического научного и обыденного сохнания строится на представлениях об объективной реальности и объективной истине, которые трансформируются часто в неосознанные стереотипы :

- Есть одна реальность, истина или одна правильная реальность, правильная истина - она сформулирована в постулатах научного, идеологического направления, которое педагог считает верным.

- Эта реальность есть объективная истина (для всех, всегда, во всех контекстах),и она на самом деле есть настоящая "территория".

- Все остальные реальности неистинные, неправильные, несерьезные, не заслуживающие внимания.

- Ребенок объективно талантлив, не талантлив, дисциплинирован, не дисциплинирован.

нам представляется, что эпистемологический подход, гласящий, что "Моя карта (ученика, содержания, форм взаимодействия и т.д.) и есть"территория", как на макроуровне (научном), так и на микро (субъект-субъект) стоит на пути гуманизации образования.

На макроуровне он приводит к тому, что педагогическая реальность - предметное поле педагогики обносится забором, и научно-педагогическими признаются лишь те решени, которые найдены в его пределах. Но, как показвает жизнь, многие проблемы внутри забора десятилетиями не находят эффективного решения.

На микроуровне трудно говорить о гуманизации и субъект-субъектных отношениях, когда "ключевые" субъекты смотрят на мир сквозь стекла, на которых большими и красивыми буквами написано:"Моя карта и есть настоящая территория, а твоя карта, в лучшем случае, ошибка природы."

НЛП исходит из представления, что у каждого человека свя модель-карта, которая в той или иной степени отличается от территории, которую она описывает. Карта одного человека отличается от карты другого. Внутри карты есть, а также могут быть выстроены множества реальностей с различными свойствами, возможностями и ресурсами (объективная реальность всего лишь одна из них), которые могут выходить на первое место в зависимости от задачи, которая стоит перед человеком, и от контекста (системы) в которой она сформулирована. Педагогическая цель нам видится в расширении карт всех субъектов педагогического взаимодействия,через присоеденение карты одного субъекта педагогического процесса к карте другого, и создание на стыке ресурсного состояния- реальности с нужными качествами.

Это достигается в различных формах педагогического взаимодействия как при помощи объективной реальности, так и при помощи всякой другой вымышленной реальности.

Именно таким нам видится НЛП-подход к проблемам гуманизации образования. Мы видим нашу миссию в идеологическом, технологическом, терминологическом обеспечении этого процесса.

-На макроуровне расширение карты той науки, которая называется педагогикой и введение понятий карта, территория, аксиоматики НЛП (карта не равна территории, карта не равна карте).

-На микроуровне признание того, что карта является не только врожденным правом, но и свойством человека.

Теперь повернемся лицом к будущему. У нас складывается впечатление, чо маятник общественной мысли в данном пространственном и временном контексте завершает свое движение в сторону человека и начинает свое возвращение к государству, и поэтому внедрение этих мыслей в жизнь, нам кажется сомнительным. Во всяком случае официально, что, наверное, и к лучшему.


Посмотрим с начала?   |    Back