КОНГРУЭНТНОСТЬ И НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ

СЕРГЕИ ПРИСЯЖНЫЙ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ НЛП-ТРЕНЕР, ПСХОТЕРАПЕВТ
Глава из книги "Энциклопедия НЛП" [Продолжение]   Начало


продолжение

Терапевтический процесс при неконгруэнтности

  • Обнаружение проявленной в начале неконгруэнтности;
  • Обнаружение источника конфликтующих сооб-щений;
  • Вмешательства, восстановившего соответствие субъективных переживаний способности конгру-энтно передавать сообщения;
    Есть несколько не вполне оптимальных способов реагирования на неконгруэнтную коммуникацию.
  • Не замечать неконгруэнтность.
  • Решить, что одна часть реальна, а другая - нет.
  • Решить, что вы знаете, что означает сообщение, не осуществляя какой-либо тонкой проверки с самим клиентом.

Способы реагировать на неконгруэнтность

  1. При легком повышении интонации в конце этого особого класса предложений - говорит, что оно не полно. Предлагается просто наклониться вперед внимательно посмотреть на клиента, сказал слово "…НО…" и ждать, пока клиент закончит предложение частью, которую он первоначально опустил.
  2. Спросить: "Нет ли части в вас, которая не согла-шается или возражает тому, что вы говорите? Войдите во внутрь себя, и скажите это еще раз, и почувствуйте, послушайте, посмотрите, поищите часть, которая не полностью, соглашается..."
  3. Если имеет место специфический глазной ключ доступа, связанный с неконгруэнтностью, попросите прямо дополнительной информации от этой системы: Что вы видели, когда говорит это? Что вы чувствовали пока, говорили это? Говорили ли вы что-нибудь себе, пока говорили это вслух?
    Таким образом, вы можете помочь клиенту осознать, возможно конфликтующие представления своего опыта.
    Клиент. Конечно, я хочу это сделать (при этом от-рицательно качает головой, лицо его сморщивается вокруг носа и рта, глаза - ключ доступа - вверх и направо)
    Терапевт: Что вы видели, когда сказали это? (направляя его внимание снова вверх направо - для него).
    Клиент: (глаза вверх и направо, то же выражение лица) Мне не видится, что я это сделал хорошо, Я просто - таки вижу, что делаю это ужасно..."
  4. Использование модальных операторов (могу, не могу, должен, мне нужно, я хочу, я мог бы и л.) Вернуть переживание назад клиенту с помощью отзеркаливания или даже преувеличения его коммуникационных проявлений.
    Клиент: "Я люблю ее, я очень люблю ее" (говорит в быстром темпе, быстрым голосом с жестким телом и пр.)
    Терапевт: (зеркалит, преувеличивает) Да, можно сказать, вы просто-таки переполнены теплом, мягкостью, нежностью, любящими чувствами по отношению к ней. Клиент: (останавливается, вздыхает, опускает голову, затем мягко говорит) Да, я действительно люблю ее. Но мне чертовски не удается заставить ее в это поверить...
  5. Работая с парой, вы можете спросить одного партнера, что коммуникация другого значит для него; то или иное проявление коммуникации другого; или что они видят или слышат в коммуникации другого. Этот маневр отвлекает внимание от внутренних переживаний человека, коммуницирующего конгруэнтно и привлекает его к реакции другого и к воспринимаемому значению. Если воспринимаемое значение - не то, которое желательно, вы можете вернуться назад и затем привести их к выражению того, что они намеревались передать в коммуникации, вызывая желательную реакцию партнера.
  6. Мета-комментирование. Не рекомендуется применять. Обычно это вызывает дискомфорт и иногда желание защищаться, - если вы сталкиваете кого-то с бессознательной частью коммуникации.
  7. Отметить про себя неконгруэнтность и запомнить ее, но не реагировать. Вместо этого продолжайте работу и свое вмешательство, и когда вы полагаете, что закончили желаемое изменение, вернитесь к утверждениям, ранее были неконгруэнтными. Если теперь те же утверждения делаются конгруэнтно, это еще с одной стороны подтверждает, что изменение достигнуто. Если неконгруэнтность сохраняется, нужно продолжать исследование, поскольку основание для неконгруэнтной коммуникации может в значительной степени препятствовать тому, чтобы достигнутое изменение было полностью интегриро-вано в опыте клиента.
  8. Отреагировать метафорой, например, о противоречии министра иностранных и внутренних дел, хотя они и делают одно и тоже дело.

Интеграционные процессы

Здесь представлены различные варианты интеграционных процессов при работе с внутренними конфликтами, проявлениями неконгруэнтности, экологическими проблемами и т.д.

РАЗРЕШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

Применение: неконгруэнтность, ограничения, внутренний конфликт, дискретность, противоречивое поведение.
  1. Проблемная ситуация: " Я хочу, но..." . Найти проблемную ситуацию, которая содержит противоречивое поведение.
  2. Описание цели: Что хочу получить? и ее специфи-кация: Как будет выглядеть результат, к которому хочу прийти?
  3. Визуализация этих двух частей на своих руках с называнием этих проблем: Я хочу... Я ленюсь... Представить эти два образа на своих руках:
    "Я хочу, чтобы ты представил ту часть, кото-рая заставляет тебя... Для начала скажи в ка-кую руку ты бы взял эту часть. Хорошо! А теперь скажи как она выглядит, на кого похожа?.. А теперь представь вторую часть на другой руке и скажи, как она выглядит?.."
  4. Выяснить, как части выглядят друг для друга и как они относятся друг к другу:
    Посмотрите друг на друга и опишите, как вы глядит твой сосед. Скажи, как ты к нему относишься?
  5. Выяснить, что полезного делает каждая часть его хозяину: Что полезного ты доешь своему хозяину? Спрашивается у обеих частей и затем путем обобщения выйти на одинаковый уровень пользы (к высшему уровню намерений). Убе-диться, что каждая часть признает и принимает положительные намерения другой части.
  6. Выяснить с помощью каких ресурсов части это делают. Какими ресурсами они обладают, за что хозяин их может уважать и любить.
  7. Выяснить, что полезного могут взять части у друг друга для своего совершенства и более полезного достижения своих цепей?
  8. Прийти к согласию частей объединения своих ресурсов в одно целое.
  9. Интеграция: объединение частей в одно целое хозяином, но не ранее чем это объединение про-изойдет внутри.
  10. Визуализация результатов интеграции: Как выглядит новая часть. Нравится ли она тебе и готов ли ты принять ее во внутрь? Если нет, то долепить и добавить в эту часть недостающие ресурсы.
  11. Ввести часть в себя в своем ритме и дать время на внутреннюю интеграцию.
  12. Генерировать позитивное альтернативное поведение: придумать с помощью творческой части новые варианты поведения для этой части, которые бы удовлетворяли конечной цели с помощью новых альтернативных видов поведения.
  13. Экология: Выяснить является ли полученное состояние желаемым результатом для клиента (Чувство, полученное на шаге 2). Проверить внутреннюю экологию: Есть ли кто-либо внутри тебя кто был бы против этой новой части?
  14. Подстройка к будущему. Попросить подумать о ситуациях, с которыми клиент может столкнуться в будущем, и которые для него были ранее нересурсны.

ТРАНСОВЫЙ ВАРИАНТ

Используется при работе с клиентами, которые не желают рассказывать о своих переживаниях и с ними приходится работать в слепую, также при работе с группой.

Выяснить в чем проблема или внутренний конфликт.
Итак, насколько я понял в вас, существует два состояния, две части вас, которые тащат вас в разные стороны. И вы от этого чувствуете себя плохо, Но настолько ли чувствуете себя плохо, что готовы, наконец разобраться с этим и покончить внутреннюю войну.

Тогда я хочу, чтобы вы представили эти две части вас на ваших руках. Выберите для каждой из них какую-то руку. И когда это получится, представьте, как они выглядят, на что похоже, какой у них голос, какие они по характеру.

Посмотрите, как эти две части будут бороться друг с другом. Кто кого победить. Кому трудней восстановить состояние равновесия.

И теперь подумайте о какой-то реальной ситуации, где между частями был подобный конфликт. И когда это получиться вы можете себе в большей степени думать о самой ситуации, а не о ваших руках и посмотрите, как при этом поведут себя руки.

Позвольте этому переживанию быть настолько интенсивным, насколько вы хотите этого сами...

Если бы вы захотели, чтобы чувства усилились, левая рука пойдет вниз, если вы хотите, чтобы усилились мысли, то правая рука пойдет вниз. Интересно было бы знать, что вы при этом чувствуете.

Позвольте вашим чувствам и вашим желаниям и вашим мыслям присутствовать в абсолютно равных количествах...

И если для них возможно сотрудничество в большей степени, чем это происходит в жизни, тогда вам будет возможно, чтобы руки сближались. И когда они соприкоснуться, вы будете знать, что теперь их сотрудничество будет полным.

И не важно на самом деле сомкнуться они или нет. Важно, что на подсознательном уровне у них будет много возможностей для сотрудничества.

Важно то, что они нужны вам обе, и они способны научиться говорить друг с другом и приходить к согласию и сотрудничеству. Не торопитесь и возьмите столько времени, сколько необходимо вашему подсознанию в полной мере завершить этот процесс. И ваши руки будут двигаться к вашим коленям, и они сойдутся настоль-ко близко насколько могут в следующие 5-10 минут.

МОДЕЛЬ ПОЛЯРНОСТИ

Применение: Эта модель применима тогда, когда Вы хотите помочь клиенту выполнять ка-кую-либо деятельность более совершенно, учитывая, что иногда клиент справляется с этой деятельностью, а ино-гда - нет. (Примером здесь могут послужить публичные выступления или нечто другое.)
Работая в качестве терапевта, Вы, скорее всего, испытываете противоположные чувства, исходящие из различных частей вашей личности:

увлеченность сомнения
уверенность страх

  1. Попросите его установить, чтобы он хотел делать хорошо. Эта задача может быть очень простой. Например, научиться подстраиваться, хорошо говорить на публике или стать работником получше, или хорошим руководителем.
  2. Когда вы будете брать интервью вы должны сделать два списка:
    Во-первых. Вы Должны попросить человека, чтобы он сказал обо всех образах, которые приходят к его хорошей части, которая заставляет его делать хорошо. Например, это проблема бросить курить. Вы должны обратиться к его хорошей части и спросить обо всех образах, звуках, чувствах, которые дает ему его хорошая половина Она даст Вам простые слова. Ясный образ, который говорит, что это хорошо, что ты делаешь, чувство удовлетворения оттого, что Вы добились. Простые слова должны быть в этом списке. Поэма о том, как надо бросить курить. Если бы вы стали квалифицированным специалистом в области, какие образы Вы бы видели? Вы воображаете себя квалифицированным специалистом по НЛП. Что вы видите, какие образы, какие картинки приходят вам на ум, когда вы воображаете себя специалистом в НЛП? Что вы думаете, что вы чувствуете, представляя себя таким специалистом. Простые картинки, простые образы...
    Представьте себе, что вы видите мощное дерево на вершине горы, и это дерево может дать уют и комфорт всем маленьким существам, населяющим этот лес. Или Вы можете представить себе, что Вы сильная, уверенная в себе. Что Вы теперь видите?
    -Я вижу себя обладающей некоторой силой делать людей более гармоничными; я пред-ставляю себе, что эта сила в моих руках. Я сильная.
    Теперь, когда Вы представляете себя такой, что Вы можете себе сказать, что Вам говорит Ваш внутренний голос? Например, Вы можете говорить:
    Я здорово это выполняю. Что Вы говорите? что Вы слышите внутри себя?
    - У меня это получается, я это чувствую. Теперь, когда Вы говорите, что у Вас это получается, что вы чувствуете в себе?
    - Я чувствую себя великодушной, желающей отдать часть себя.
    Во-вторых. Сделайте следующий список. Попросите, чтобы он установил слова, которые связаны с образами части, не желающей бросать курить. Образ, с которым связан клуб дыма, чувство фрустрации, чувство злости, что не можешь бросить курить. Голос внутри, который говорит, что это же нельзя, И создайте поэму той части, которая курит.
    Вам нужно больше образов, больше голосов, больше слов, больше чувств. Это у нас демонстрация, это пример. А теперь мы попробуем другую сторону.
    Когда Вы чувствуете, что у Вас не получается, что Вы не компетентны, что Ваша квалификация ниже, чем бы Вы этого хотели, какие образы у Вас появляются?
    - Я не уверена в себе, я слабая, я напряженная изнутри оттого, что у меня это не получается.
    А если бы у Вас это не получилось совсем, чтобы Вы сказали?
    -Я бы не остановилось на этом, но продолжала бы работу. Это нужно делать лучше.
  3. Используйте присоединение и ведение. Используя присоединение и ведение, вызовите у клиента состояние легкого транса или глубокой релаксации.
  4. Чтение списков. Когда человек расслаблен, зачитайте первый список. В ритм дыхания зачитайте простые слова из этого списка. Читая слова из списков, меняйте положение тела, слегка наклоняясь влево, вправо, или возвращаясь в первоначальную позицию. Присоединяясь к дыханию, начните медленно произносить слова из списков.
    а) Слова из списка "мастерства". Произнося слова из этого списка, слегка наклонитесь влево.
    б) Слова из списка "отсутствие мастерства". Произнося слова из этого списка, слегка наклонитесь вправо.
  5. Теперь произносите слова из каждого списка по-очередно (первое слово из первого списка, второе - из второго, третье - из первого, и тд), при этом слегка наклоняйтесь то влево, то вправо соответственно.
  6. Начните ткать узор из слов, используя слова из списков в случайном порядке. При этом Вы сидите прямо. Вы садитесь по середине и начинаете читать слова из левого и правого списка вместе, причем это должно быть сделано следующим способом: два - из левого, одно - из правого; три - из левого, два - из правого; т.е. перемешивать случайным образом слова из левого и правого списка. При этом сидеть прямо, не наклоняясь.
  7. Интеграция. На вдохе скажите:
    "Глубоко вдохните и разрешите себе... "- (на выдохе) ... "продвинуться еще глубже, пока не найдете место, где Вы сможете начать соединять эти две части, причем соединять так, чтобы это имело самый глубокий смысл для каждой из этих частей. Затем подождите, пока интеграция не произойдет"
  8. Присоединение к будущему. Скажите клиенту:
    "В будущем и в сновидениях Вы сможете возвращаться то к одному, то к другому списку, обнаруживая все новые и новые ценные способы их соединения"
  9. Проведите переориентацию, предложив клиенту вернуться в эту комнату и в настоящий момент время.

ВАРИАНТ ИНТЕГРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТАПРОГРАММЫ "ОТ И К"

  1. Попросите его установить, чтобы он хотел делать хороню. Эта задача может быть очень простои. Например, научиться подстраиваться, хорошо говорить на публике или стать работником получше, или хорошим руководителем.
  2. Когда вы будете брать интервью вы должны сде-лать два списка:
    а) Что важного и ценного в этом выборе Х, к чему вы стремитесь?
    1. ____________
    2. ____________
    3. _____________
    б) Что останавливает вас? Есть что-то важ-ное в том, что имеете это. Чего вы хотите из-бежать? К каким более еще высоким ценно-стям вы дви-жетесь в жизни?
    1. _____________
    2. _____________
    3. _____________
    г) Есть ли что-либо, чего вы хотите избежать?
    1. _____________
    2. _____________
    3. _____________

     
    К ОТ
       
       

  3. Используйте присоединение и ведение. Используя присоединение и ведение, вызовите у клиента состояние легкого транса или глубокой релаксации.
  4. Чтение списков. Когда человек расслаблен, зачитайте первый список. В ритм дыхания зачитайте простые слова из этого списка. Читая слова из списков, меняйте положение тела, слегка наклоняясь влево, вправо, или возвращаясь в первоначальную позицию. Присоединяясь к дыханию, начните медленно произносить слова из списков.
    а) Слова из списка "К". Произнося слова из этого списка, слегка наклонитесь влево.
    б) Слова из списка "От". Произнося слова из этого списка, слегка наклонитесь вправо.
  5. Теперь произносите слова из каждого списка по-очередно (первое слово из первого списка, второе - из второго, третье - из первого, и тд), при этом слегка наклоняйтесь то влево, то вправо соответственно.
  6. Начните ткать узор из слов, используя слова в сле-дующих вопросах. При этом Вы сидите прямо.
      ВОПРОСЫ
    • Не считаете ли вы, что, чем больше вы ис-пы-тываете Х, тем больше вы испытываете У?
    • Возможно ваши усилия направлены на то, чтобы избежать У когда вы ищите X?
    • Интересно вы ощущаете, что вы занимае-тесь Х или У?
    • Хотелось бы знать сколько времени был X, а не Y
    • Было бы интересно увидеть, что произойдет отсоединения Х и У (Х+У)?
    Интеграция. На вдохе скажите:
  7. "Глубоко вдохните и разрешите себе... "- (на выдохе) - "
    ... продвинуться еще глубже, пока не найдете место, где Вы сможете начать соединять эти две части, причем соединять так, чтобы это имело самый глубокий смысл для каждой из этих частей. Затем подождите, пока интеграция не произойдет"
  8. Присоединение к будущему. Скажите клиенту: "в будущем и в сновидениях Вы сможете возвращаться то к одному, то к другому списку, обнаружи-вая все новые и новые ценные способы их соединения"
  9. Проведите переориентацию, предложив кли-енту вернуться в эту комнату и в настоящий момент времени.

ИНТЕГРАЦИЯ ЧАСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

  1. Представьте, что вы попали в Страну Труда. Здесь каждый человек - деловой, каждый занят, во всем присутствует дух дела. Обратите внимание на выражение лиц людей, как они одеты, как ходят и говорят и тд. Посмотрите на машины, витрины магазинов, дома. Идите и посетите один или два из них.
  2. Среди тех, кто живет в этой стране, вы можете не карикатуры. Основные их качества, однако, связаны с выполнением работы. Например, вы сможете найти здесь ряд очень умелых людей (почтальон, оператор, пожарный и т.д). Они ориентированы на достижение и мыслят категориями продуктивности. Кроме того, они невообразимо ловки и выполняют кучу дел. Попытайтесь увидеть как их позитивные качества, так и их ограничения.
  3. Теперь вы попадаете в Страну Игры. Все и вся здесь противоположно тому, что вы до этого видели. Люди тихо прогуливаются по улицам, улыбаются, хорошо проводя время, всячески наслаждаясь и игнорируя понятия продуктивности и умелости. Они слегка рассеяны, шутливы с оттенком детскости. Они не любят серьезной работы. Ходите вокруг них и изучайте их так же, как вы это делали в Стране Труда. Можете ли вы выделить их желательные и нежелательные стороны?
  4. Теперь представьте третью страну. Она расположена в невообразимо красивом месте, где пейзаж гармоничен, климат мягок и здания аккуратно вписываются в природу. Корнями эта страна уходит в древнюю, забытую цивилизацию. Спустя столетия, однако, люди создали культуру, неизвестную нам, но гораздо более совершенную в плане знания психологии. Они тщательно изучили людей и знают, как улучшить их жизнь. Одна из проблем, ими решенных - как развивать людей, в которых все многообразие внутренних достоинств слилось в од-но целое, осуществив таким образом синтез того, что было до этого фрагментарным и конфликтным. Значительное достижение этой культуры - синтез наиболее позитивных качеств работы и игры. В результате они любят жизнь и наслаждаются работой, которую выполняют. Они умелы и продуктивны, но также и чувстви-тельны к прекрасному.
  5. И опять же познакомьтесь с некоторыми из них, поговорите с ними, рассмотрите, как они одеты, как они работают, мыслят. Посетите город, дома, церкви, музеи, фабрики, учреждения, ресторан и тд Запишите все, что вы испытали.

ИНТЕГРАЦИЯ ЧАСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РИСУНКА

  1. Выберите полярность, с которой вы хотите поработать.
  2. На листе сделайте свободный рисунок одного из выбранных полюсов на одной стороне листа. С другой стороны выполните свободный рисунок противоположного полюса. Эстетический момент в рисунке не важен.
  3. Два полюса друг против друга. Вы можете ощутить качество взаимодействия между ними. Теперь на другом листе нарисуйте эти два полюса и изобразите их взаимодействие. Взаимодействие, как диалог, продолжается: это может быть конфликтное столкновение, пробный контакт, общение на расстоянии, отвращение или что-либо еще. Продолжайте рисовать, и пусть взаимодействие спонтанно вырисовывается в какую-либо форму. Делайте рисунки один за другим. Элементы могут радикально меняться. Синтез может быть спонтанным развитием: две части соединяются в одно целое.
  4. Если новое целое возникает, не бросайте его в таком виде, а постарайтесь понять, что она собой представляет и каково ваше состояние, в котором у вас появляется данный образ.
  5. Затем на обороте рисунка запишите все, что вы испытывали, и как новый синтез мог бы осуществиться в вашей жизни.

ИНТЕГРАЦИЯ КОНФЛИКТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

Мы часто обнаруживаем, что после того, как человек прояснил свою личностную историю, в нем по-прежнему остается какая-то часть, которая развилась из прошлых убеждений. И хотя этих старых камней или шрамов здесь больше нет, ему по-прежнему необходимо интегрировать ту свою часть, которая выросла из импринта, охватывающего всю идентичность.

Осуществление значительных изменений, решение проблемы, существовавшей долгое время, также ввергает человека в новый кризис, в новый переход. И ее новое и старое "я" не были скоординированы, не были еще интегрированы.

Принимать решение - это функция вашей идентичности. И когда есть конфликты, касающиеся того, кто вы на самом деле, ни одни из вариантов выбора не будет верным. Если вы делаете выбор в пользу одной стороны, то получаете стресс с другой и наоборот. И возникает ощущение, что вы вообще не способны прини-мать правильные решения. Ведя речь о том, что нужно вырабатывать волю к жизни, необхо-димо иметь образ будущего, который согла-со-вывался бы с вашей миссией. Но если при этом че-ловек потерял интерес к жизни, если ему все равно, будет ли он жить долго или скоро умрет, то в какую почву в таком случае вы собираетесь бросить свое семя?

Конфликты в системе убеждений возникают, когда два и большее число убеждений ведут к конфликтному поведению. Подобного рода ситуации часто создают "двойную связь" (когда плохо, если сделали, и плохо, если не сделали).

Наиболее серьезные столкновения происходят, когда конфликтующие убеждения относятся к негативным суждениям о себе. При таком конфликте практически всегда возникают недоверие, ненависти, или боязнь самого себя В большинстве подобного рода конфликтов мы наблюдаем противостояние разума и эмоции, точного расчета и интуиции, ребенка и взрослого, прошлого и будущего, перемен и установившегося порядка. Это и есть знаменитый дуализм ИН-ЯН даосизма.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

Очень часто конфликты проявляются между на-рождающейся новой идентичностью - найти новым ила скрытым "Я" и нашим нынешним "Я" или какими-то другими частями "Я". В этой технике мы будем использовать в основном три позиции на линии времени
  1. Встаю на свою линию времени. Взять убеждение или идентичность, которые я хочу развить для будущего, и углубляю почву для взращивания данной идентичности путем образования ассоциированных репрезентаций того, как это будет выглядеть. Это напоминает очень мощную подстройку к будущему.

    Первое, что я хочу выяснить: что представляет собой ваш результат, какая стоит перед вами цепь?

    Итак, вы хотите... Я хочу, чтобы, прежде всего вы создали почву для этой новой идентичности, для этого нового убеждения. Это значит, что мы хотим создать по-настоящему хорошую репрезентацию данного результата. Например, если некто болен и хочет выздороветь, то необходимо создать полную и яркую репрезентацию здоровья.

    А теперь постройте перед собой вашу линию времени... Вот прямо перед вами линия времени. Справа от вас будущее, слева - прошлое. Прежде всего, я хочу, чтобы вы встали на эту линию и на-правились в будущее и создали репрезентацию, время и обстоятельства, при которых могли бы полностью осуществить свою цель.

    Например, если кто-то хочет похудеть то ему следует идти по линии в направлении той точки в будущем, где он может сказать: "Вот здесь по весу и по фигуре я буду таким, каким хочу быть ". Таким образом, он намеревается за-глянуть в будущее и заняться созданием ресурса, пока полностью не получит то, что будет соответствовать его результату.

    Идите вперед в своем обычном темпе. То, что вы хотите создать, - это ваше новое "Я". А теперь я хочу, чтобы вы вошли в это свое но-вое "Я", которое способно обладать всеми этими ресурсами... По-скольку вы уже ощутили себя в этой обстановке, я бы хотел, чтобы вы визуализировали то, как все это должно быть; прислушайтесь к голосу, которым вы будете говорить; определите, откуда вы будете говорить; хорошо прочувствуйте свою позу, движения. чтобы вы во всей полноте знали, что будет собой представлять ваше будущее, (ставится якорь на правое плечо)

  2. Далее я выхожу из будущего состояния и нахожу ограничивающие убеждения или идентичность, спрашивая, что останавливает меня? Это чудесно, это замечательный результат, так что же останавливает меня?" Может быть, это чувство, слова или какая-то иная форма тупика?

    А теперь сделайте шаг назад с линии времени и вернитесь в настоящее. И уже из на-стоящего по-смотрите на этого человека, который и является ВАМИ в будущем.

    Можете ли вы видеть и слышать этого СЕБЯ? Следующий вопрос достаточно прост: Что вас останавливает? Это ваше будущее, это ваш следующий шаг к своей миссии. Когда вы глядите на это будущее, есть ли у вас голос, какое-то чувство? Что-то в вас самом выказывает несогласие, неприятие?

  3. Я нахожу на линии времени тот участок, к которому относится данное ограничивающее убеждение. Я устанавливаю эту позицию, ассоциируясь с ней.

    Я хочу найти ту часть, что несет это убеждение. Поместите эту свою часть на линию времени там, куда она лучше всего подходит. Это где-то в прошлом? Или где-то рядом с настоящим? Откуда, из какого места на линии времени пришло это убеждение? Встаньте и определите физически, где это место. (Ставится якорь на левое плечо).

  4. После этого я ее покидаю и перехожу в третью позицию, где, пребывая вне любой из первых двух позиций, могу видеть их одновременно. Из этой пози-ции я калибрую физиологию обеих идентичностей. Я хочу создать перспективу с третьей позиции, поскольку отсюда я могу видеть их обе.

    Выйдите из этого пункта и вернитесь в мета позицию настоящего. А теперь визуализируйте эту часть себя в своем прошлом так, чтобы вы могли увидеть того, кто говорит. И оттуда, где вы нахо-дитесь, посмотрите не только на "себя из прошлого" на своей линии времени, но также и на "себя в будущем". Там же, где вы находитесь сейчас, вы не являетесь ни одним из них. Вот здесь тот, который из будущего, говорит: "...", а вон там другой, из прошлого, говорит:"...".

    Каковы критерии того, кто в вашем прошлом ? Каковы его ценности? Ничего страшного, если вам не удается выразить это словами прямо сейчас, но в любом случае, вам пока нужно оставаться вне любого из них.

  5. После этого я поочередно встаю в каждую по-зицию, гладя на противоположную, чтобы выявить и взять у нее сопутствующие ей убеждения. Что они (обе стороны) думают друг о друге? После этого я возвращаюсь в третью позицию. Сейчас уже я осознаю, что данных убеждения могут быть не вполне правильными.

    Теперь я попрошу вас подойти с/ода к своему бу-дущему, быть здесь самим собой и подумать о том, кто из вашего прошлого препятствует вашему будущему. Что выдумаете о той своей части, что находится там, позади? Она вам нравится? Что она собой представляет? Не глупа ли она? Не опасна ли? Что вы о ней думаете? Что думает эта ваша часть в будущем о той, которая сейчас находится гам, в вашем прошлом?

    Давайте на время сойдем с вашей линии времени, вернемся к этой части в прошлом и поглядим на вас в будущем.

    Что вы думаете о той части, которая в будущем ? Нравится ли она вам? Не боитесь ли вы ее? Почему? Не знаете? Что вы о ней думаете? Чего вы боитесь? Что могло бы произойти, если бы вы не боялись и были заодно? хорошенько вдумайтесь, в чем заключается это убеждение? Что вы могли бы утратить?...

    Возвращайтесь в мета позицию и оставьте все это позади.

    Очень часто мы можем наблюдать один интересный парадокс: становясь старше и накапливая больше ресурсов, мы развиваем различного рода новые способности и типы поведения, но наша идентичность, как правило, бывает окончательно определена где-то там, в далеком детстве. Поэтому, даже если мы и обладаем этими способностями, при их использовании возникает ощущение чего-то неестественного.

    "Хоть я и занимаюсь сейчас всем этим, но мое ис-тинное "я" в прошлом.

    "Этот печальный перепуганный маленький мальчик и есть подлинный я".

    "Вся эта нынешняя способность - сплошное притворство. Я могу проделать все это, но это не под-линный я, и если бы я превратился во взрослого челове-ка, то мне пришлось бы отказаться от себя самого".

    Некоторые люди чувствуют, что если они по-настоящему изменятся, то какая-то их часть умрет. И в каком-то смысле умрет, возможно, и та старая идентичность. И это ощущение может быть довольно сильным.

  6. Я хочу выявить намерение каждой части и буду отыскивать все более и более глубинные ценности, до тех пор, пока не найду то место, где они соединяются и не конфликтуют. Одна часть говорит: "Мое намерение - не угрожать тебе, а измениться, расти, добиться успеха". Другая отвечает: "Мое намерение не препятствовать тебе, а выжить". На уровне намерений на самом деле не существует конфликта.

    Я бы хотел, чтобы вы, находясь здесь и оставаясь в диссоциированным состоянии, по-смотрели на ту старую вашу часть, что пе-чальна и испугана, а также на ту часть в будущем, которая полна ресурсов и готова прийти на помощь. Поглядите на них издалека, откуда-нибудь сверху.

    Когда вы глядите на эту часть из вашего прошлого, можете ли вы хоть что-то понять? Каковы ее намерения?

    Теперь перейдите сюда, в свое будущее, в позицию А. Взгляните на ту свою часть, что находится вон там, в прошлом. Эта часть там, позади, грустна и боится вас, и она намерена выжить. А вы разве не хотите, чтобы она выжила?

    На этом этапе важно найти рамку согласия. Это заключает в том, что другая часть не против намерения этой части и возражения возникают только по поводу способов достижения.

    Да, вы действительно хотите, чтобы она выжила. Таким образом, вы не угрожаете ее выживанию. Что же является вашей цепью?

    Каково ваше намерение? Какова та Ценность, которой вы привержены?

    Чтобы чувствовать себя полезным...

    Мне кажется, было бы затруднительно чувствовать себя полезным, если вы не сумеете выжить? Не правда ли?

    Обратите внимание, что здесь, в позиции будущего, мы говорим о действии способности и деятельности, а там, в позиции прошлого - о выживании, идентичности.

    Когда вы занимаетесь бизнесом или работаете с людьми или семьей, вы часто сталкиваетесь с подобным конфликтом между той частью, что хочет быть созидательной, делать что-то новое, рисковать, и той частью, что боится потерять стабильность и идентичность.

    Теперь вернитесь к той своей части, что относится к вашему прошлому.

    Слышите ли вы, что говорит та, будущая часть? - "Я не хочу препятствовать вашему выживанию. Моя цель - чувствовать себя полезной, добиться успеха, но и выжить". Верите ли вы ей? Или нет?...

    Вашей целью является выживание. Это не противоречит успеху, не так ли? Или полезности? Что хорошего в выживании, если нельзя быть полезным и растущим, преуспевающим и счастливым одновременно? Помимо этого, для того чтобы по-настоящему выжить, мне часто приходится делать что-то новое. Другими словами, то, что помогает мне выжить как ребенку, отличается оттого, что помогает мне выжить как взрослому. И если критерием действительно является выживание, то оно подразумевает приспособление к новой обстановке и создание новых ресурсов. Вы не можете выжить, если не развиваете чего-то нового.

    Подумайте об этом, а затем переходите в мета позицию...

  7. Из третьей позиции, я исследую ценности, критерии, намерения. И из третьей позиции спрашиваю: "Каковы ресурсы каждой из них и есть ли среди них необходимые также и другой?" После того как я изучил их обе и побывал в каждой из них по-нескольку раз, я могу воспринимать ценность каждой из них.

    Некоторые люди полагают, что одна из сторон является их плохой частью: Юна всегда наказывает меня или не дает мне двигаться".

    Но вот вы начинаете отдавать себе отчет в том, что эта по видимости отрицательная сто-рона часто имеет хорошее намерение. Ее поведение может оказаться не самым лучшим способом осуществить данное намерение, но оно все же необходимо.

    Отрицательная сторона может быть к тому же весьма могущественной. Существует забавный парадокс, с которым мне иногда приходится сталкиваться, когда люди говорят: "Это слабая сторона".

    Но часто в этой слабости, тем не менее, скрывается очень много силы, потому что она может удержать их от чего угодно. Эта слабость является силой. И если эта сила является вашим союзником, то вас уже ничто не остановит.

    Итак, мы взяли эту будущую цепь и сделали более весомым уровень ценностей, поддержи-вающих эту цепь. Сейчас это уже не просто цепь: теперь она соотносится с более глубинными ценностями.

    Трудность данной проблемы заключается в том, что эта будущая часть сидит вот здесь со всей данной способностью, но, не осознавая глубинную сущность идентичности. Прошлая же часть обладает глубокими ощущениями, но не имеет способности.

    Это весьма обычное явление, имеющее место в нашей жизни. Молодой человек бывает способен на очень глубокие переживания и на кардинальные решения, но не обладает нужными способностями. Поэтому он и говорит: "Мне нужно видеть, как".

    Итак, нам сейчас простоит сделать следующее: я предлагаю вам поглядеть на каждую из этих двух частей из своей диссоциированной позиции здесь, в настоящем, и определить от-сюда, каким ресурсом обладает каждая из них.

    Каким ресурсом обладает ваша часть в будущем, какого нет у той, другой части?

    Так, а теперь другой важный вопрос: что есть у той вашей, части в прошлом, чего нет у этой, но что ей очень нужно?

    Это очень важно. Эта часть воспринималась нами как постоянно боящаяся чего-то. Но она обладает характером. Я имею в виду, что она готова постоять за свои убеждения, неважно, верные они или ошибочные, независимо оттого, что говорят другие. Подумайте о том, сколько усилий и самоотверженности требуется для того, чтобы сбросить лишний вес, бросить курить или начать новый бизнес. Здесь требуется нечто большее, чем видение и знание того, как, это требует определенной энергии и характера.

  8. Я хочу перевести ресурс из каждой части в другую. Как правило, я начинаю с возражающей части. Я беру видение и убеждение (что они на самом деле дей-ствуют заодно, что у них общая идентичность) и намерение из третьей позиции в возражающую часть идентичности. После этого я беру ресурсы этой части -физически беру - и переношу в физиологию другой позиции. Это очень интересный опыт. После этого беру ресурсы другой части, ее способности и делаю то же самое: переношу их в первую часть.

    А теперь я хочу заняться именно этим. Отсюда видно, что обе эта части на самом деле по-настоящему нуждаются друг в друге. Вы видите, что их цели не конфликтуют. Им обеим нужны выживание и лучшая жизнь.
    а) Перенос ресурсов из позиции прошлого в позицию будущего
    Войдите в часть, относящуюся к прошлому. Я хочу, чтобы вы глубоко прониклись этими ощущениями, этой глубиной, этим мужеством и этой энергией, (включается якорь, ассоциированный с прошлой идентичностью.)
    Я хочу, чтобы вы медленно подошли к этому будущему себе, сохраняя в себе все эти ощущения. Таким образом, в конечном итоге вы привносите это ощущение в физиологию своего будущего "Я" Вы должны перенести этот ресурс из прошлого... прямо сюда.
    б) Переход из позиции будущего в позицию прошлого.
    Теперь я попрошу вас вооружиться видением и умением этой своей будущей част и вернуться с ними в свое более раннее "Я", обладая этим умением и этой способностью помогать добиваться успеха другим, перенеся их с собой назад в прошлое, чтобы помочь добиться успеха своему более молодому "я", воспроизводится якорь, ассоциированному с будущим состоянием.)
    Принесите эти способности своему "я" из прошлого и полностью войдите в это "я" из прошлого.

    (физиология Должна отражать его, более молодое "я", но частично сохраняя физиологию будущего состояния.)
    Вернувшись в свое прошлое, вы можете "видеть, как" все эти ресурсы сплавились воедино. Таким образом, два образа мышления будут полностью интегрированы.
    Возвращение в позицию диссоциации

  9. Теперь, когда каждая из них обладает тем, что есть у другой, я, наконец, перехожу в третью позицию и объединяю их с образованием одного нового образа, одной новой идентичности. После этого я помещаю все это на свою линию времени в настоящем, не только для того, чтобы увидеть это со стороны, но и дня того, чтобы ассоциироваться с этим. Потом я вновь воз-вращаюсь в будущее.

    Теперь давайте вновь вернемся в мета позицию, проверим и убедимся в том, что разногласии больше не осталось. Как бы ведя каждую часть за руку, мы поможем им подойти еще ближе друг к другу, слиться в новую идентичность на линии времени в вашем настоящем.

    Когда вы из мета позиции глядите на них, обра-тите внимание, как далеко они были одна от другой и как постепенно сближаются.

    Собственно, я хочу, чтобы вы представили себе, как береге их в руки, чтобы соединить вместе.

    Как только будете готовы, я хочу, чтобы вы взяли весь образ, целиком всю картину интеграции обеих частей вашей идентичности, которая здесь, в настоящем. А теперь со всей этой глубиной, характером, энергией, видением и знанием войдите в этого интегрированного себя в настоящем, а затем идите в будущее. У вас есть прошлое, у вас есть настоящее, у вас есть будущее.

    Все нормально: иногда вы натыкаетесь на своем пути на что-то, но будущее принадлежит вам.

КОММЕНТАРИИ

Части боятся и борются друг с другом, по-тому что не обладают чертами друг друга. Другими словами, это состояние говорит: "Я боюсь действовать заодно с ним, потому что не вижу в нем хоть сколько-нибудь себя. Я потеряю себя и свои потребности, потому что-то, другое, их не разделяет. Поэтому мне необходимо бороться за себя". Но если бы это состояние обладало ресурсами и способностями другого, то исчезли бы все проблемы!

Это напоминает родителей, которые боятся самостоятельности своего ребенка, пока видят в нем хоть частичку самих себя. Но затем, вместо того чтобы научить ребенка и передать ему свои способности, они бранят и наказывают его за то, чего у него нет, и разрыв только усугубляется,

Поэтому я думаю, что обмен ресурсами ведет к упрочению доверия между ними.
"Я могу доверять тебе, потому что зною, что сейчас ты думаешь, как я".
"Я могу доверять тебе, потому что знаю, что сейчас ты разделяешь мои ценности".

В каком-то смысле, именно в этом и состоит доверие: "Зная, что ты помнишь обо мне и думаешь подобно мне, я могу верить, что ты этого не забудешь". Я могу любить своего ближнего, как самого себя только после того, как поделюсь самим собой с моим ближним и сам почувствую, каково быть на его месте. Подобные динамические конфликты могут происходить и семье, и в отношениях руководителей с подчиненными. Чем чаще отец говорит сыну: "Да-вай же действуй, ты способный, не глупи и ничего не бойся, не будь слабаком, ты совершаешь ошибку, тебе не следует чего-то бояться", - тем чаще сыну приходится доказывать, что ему следует чего-то бояться, и т.д.

Другими словами, чем меньше сын находит понимания, тем сильней он должен придерживаться своих убеждений, чтобы сохранить свою идентичность. И, разумеется, чем сильнее он их придерживается, тем сильнее давит на него отец. Отец создает контекст, в котором сыну, чтобы преуспеть в данном деле, приходится жертвовать взаимо-от-ношениями. И таким образом, каждый из них подталкивает другого к еще большему отчуждению, не отдавая себе в этом отчета.

Но если они сумеют перейти на уровень общих ценностей, то, возможно, обнаружат, что собой представляют их убеждения друг о друге, и таким образом они получат новые представ-ления, исходя из которых, смогут найти какое-то решение.

Из мета позиции нам открывается новая перспектива, при которой обеим частям ясно видно, что они и в самом деле имеют общие ценности. Они не являются различными "я" и различными идентичностями. На самом деле они связаны, и на уровне идентичности явля-ются одним и тем же. Они являются "мною" - все это является "мною".

Из мета позиции мы можем видеть, что более молодое "я" обладает ресурсами, которыми другое "я" может воспользоваться или чему-то у них научиться. Но и более взрослое "я" также обладает ресурсами, которыми может воспользоваться более молодое "я". Решением будет не то, что говорит более старое "я": "Не глупи, ты совершаешь ошибку, не удерживай меня", а "У тебя есть что-то, чего мне недостает, я никогда не оставлю тебя".

Иногда жаждущие успеха члены системы полагают примерно следующее: "Если только я начну грустить или чего-то бояться, то потерплю неудачу". Они не осознают того, что эти чувства придают ус-пеху гораздо большую глубину. Многие люди твердят без устали: "Успех, успех, успех...", - не желая замечать наиболее важную сторону жизни - ее глубину. Чувство печали или даже ощущение слабости увели-чи-вает ее глубину. Глубина переживаемого страха придает глубину и успеху. Если я точно знаю, на что иду, то могу испытывать чувство страха, чувство печали, и тем не менее двигаться вперед.

Но подлинная глубина в том, чтобы ни от чего не отказываться, ибо сама жизнь в этом и заключается. И если вы не можете почувствовать свою слабость, если вы не можете обратиться к этому чувству страха, к этому чувству печали в других людях, то как сможете помочь им добиться успеха?

Дон Хуан сказал Карлу Кастанеде: "Быть вои-нам - значит быть способным вынести без остатка как ужас, так, и чудо, которые являет собой жизнь человеческая".

Если вы обратитесь только к одной стороне, то потеряете глубину.


Посмотрим с начала?   |    Back