Лапицкий Георгий Адрианович,
зав. отделением неврозов Витебской Областной Психбольницы.

Терапевтическая метафора для проблемы "Страх подлинной ассоциации с самим собой, замаскированный под умение жить "правильной и духовной жизнью".

АБСАНС РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ

Высоко в горах Тибета, так высоко, что для живущих на Земле это не имело никакого значения, жил жук. Просто жук, как и все другие. Но звал он себя Жук-Монах. Во всяком случае, он хотел себя так звать, так как в известных ему каталогах он себя не находил. И, может быть, он был просто навозным жуком, это, впрочем, теперь уже не имеет никакого значения. Жук знал много странных слов и среди них было даже такое, как аутентичность...

Жук получил хорошее воспитание. С детских лет ему говорили, что за травой есть небо, а за небом звезды, а за звездами - Вечность, а за Вечностью есть Нечто, во что можно только верить. Жук смотрел на мир широко открытыми глазами, и мир влетал в его душу без всякого сопротивления.

Но жука еще учили и летать! А здесь, кроме раздражения, у него ничего не было. Он всем говорил : "Отстаньте, я сам..."

Нужно сказать, что жук многому и научился. Даже мог взлетать вверх. Но крылышки его не были гибкими, и его часто сносило ветром. Тогда он больно шлепался головой о скалу, при этом падал и лежал на спине, смешно шевеля лапками. Конечно, такое положение не нравилось жуку. Он хотел стрелой мчаться вверх, увидеть звезды, познать мир и блаженно плавать в восходящих потоках струящегося ночного Зефира. Но при этом он почему-то больше ползал...

Жуки этого вида жили тесной группой, и в глазах других жуков наш жук выглядел вполне респектабельным. Он жил правильной жизнью, умело шевелил лапками, помогал слабым и больным, говорил иногда умные, хорошие вещи, давая ценные советы. И при этом, копошился в своей навозной куче. Он слышал слова одного мудрого жука рода Макс и вида Шиллер о том, что определением духовного существа является его экзистенциальная самодостаточность, его свобода и независимость от принуждения. Но осознать свою духовность он не мог. И, будучи частичкой Вселенной, жук вертел головой, озираясь по сторонам, как бы со страхом спрашивая : "Где же нахожусь я сам ?.." Он, собственно, не мог сказать : "Я - гость мира..."

И при этом, в груди у него возникала тревога, отдаваясь болью в каждой клеточке. Эта боль еще больше усиливалась, когда другие жуки били его кувалдой по голове. И в этом нельзя было их винить. Они искренне верили, что так нужно, и от этого у нашего жука вырастут новые, более гибкие крылья. Но жук обижался и хотел уползти. Конечно, никуда он не мог уйти от своей навозной кучи : все-таки, там тепло. А других навозных куч он не знал.

И пошел жук к разным мудрецам из прошлого и настоящего. Каждый давал ему попить из своей чаши. Попробовав вкус напитка, жук слегка пьянел, но потом, когда хмель проходил, жук морщился и говорил : "Не то..."

Но вот однажды, попробовав из очередной чаши, в которой были собраны разные мудрости, жук охмелел очень сильно. Он почувствовал, что вокруг изменился мир. Конечно, это тоже была иллюзия, но тогда это было важно. Жук увидел, как меняется цвет той жидкости, что бурлила и пенилась. Окружающие предметы стали четкими, и была видна структура их атомов. Искрящийся снег и звезды оказались более яркими, а солнышко более теплым, как тогда, в детстве, когда он смотрел на мир широко открытыми глазами... И жук стал считать, что он может видеть невидимое. И он стал задумываться : "Что за способность во мне есть ? А, может быть, добавилась новая ? Быть может, я перепил ? И тогда для чего же я пью ? В чем для меня значимость пить из каждой чаши ? Ведь я просто могу превратиться в мудроголика ?!.." И чтобы узнать ответ на этот вопрос, он решил понять, кто он есть и в чем его сущность как жука. А быть может он и вовсе не жук ?! И, сделав мощный рывок, он выскочил за пределы реальности, чтобы узнать свои идеалы и ценности, весь, при этом, укутавшись золотистым цветом. И, блаженствуя в трансе озарения, он услышал тоненький далекий звук : "Ты не жу-у-ук, ты - козе-е-ел..."

И, с осознанием новой козлиной значимости, весь окутанный бесстыдным инсайтом, жук рухнул в свою новую сущность, поняв при этом все преимущества более высокоразвитого существа, попутно изменив цели и задачи. Жук с удивлением заметил, что козлу ПОЗВОЛЕНО И БОДАТЬСЯ, правда, когда это нужно. А для этого у него уже растут рога, и ему НЕЗАЧЕМ ЖИТЬ В НАВОЗНОЙ КУЧЕ, что в общем тоже здорово!

Сказка этим заканчивается. Здесь можно бы было поставить точку. Но каждая точка есть начало чего-то.

И совсем недавно я узнал продолжение этой истории от одного знакомого, который хорошо знал нашего приятеля.

Сказать по правде, козел ОСЛЫШАЛСЯ, и на самом деле это был не козел, а баран. И это тоже очень хорошо, потому что даже козлу не очень приятно считать себя козлом. Но самое важное было в том, что рога у него были настоящие. И он мастерски бил ими о стену, часто при этом разрушая ее. И при этом, как и все бараны, он не умел летать. А вообще-то ему ЭТО УЖЕ БЫЛО НЕ НУЖНО.

Но это продолжение, а у каждого продолжения есть своя история.

 

Прим. автора: рога, дважды упоминавшиеся в тексте, для козла имели прямое, а не переносное значение.


Посмотрим с начала?   |    Back