ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК
НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ


Доклад Недбайлова О.В. в секции НЛП на конференции Профессиональной Терапевтической Лиги


В основу данного доклада положен опыт работы с военнослужащими, выполняющими боевые задачи по восстановлению конституционного порядка на территории Чечни. Методики нейро-лингвистического программирования оказались своевременным подспорьем и основным оружием психолога в ходе ведения боевых действий.

Участие в любом вооруженном конфликте - это всегда испытание для любого человека. "Все люди разные" - гласит один из постулатов психологии. Люди по разному относятся, как к самой контртеррористической операции на территории Чечни, так и к событиям, в которые они оказываются вовлеченными.
Эффективное выполнение боевой задачи с минимальными потерями - одна из основных задач войск. Современная боевая деятельность сопряжена с большими физическими и психическими нагрузками, снижающими ее успешность, дестабилизирующими психику воинов, что негативно сказывается на результатах выполнения боевых задач в целом.
Современное воинское дело требует высокой подготовки и профессионализма воинов, предъявляет более высокие требования к формированию устойчивости сложных навыков, умений, других психических образований, поддержанию их длительное время и в различных условиях. В связи с этим актуально возникает проблема анализа и учета различных факторов, влияющих на психологическую устойчивость личного состава в ходе боевых действий.
Вполне очевидно, что совершенствование профессиональной подготовки военнослужащих необходимо рассматривать в совокупности с психологическими проблемами сохранения эффективности их воинской деятельности и боевой активности.
При этом особую актуальность приобретает исследование путей и способов поддержания высокой психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий как важнейших составляющих, обеспечивающих сохранение боевой эффективности войск и достижения победы в современном бою. Имеющаяся статистика и научное исследование состояния данной проблемы убедительно доказывают необходимость правильного формирования и повышения боевой активности и психологической устойчивости военнослужащих в их ратном труде.
Участие в любом вооруженном конфликте - это всегда испытание для любого человека. "Все люди разные" - гласит один из постулатов психологии. Конечно же, все по-разному относятся, как к самой контр террористической операции на территории Чечни, так и к тем событиям, в которые мы оказываемся вовлеченными. Но не зависимо от взглядов и убеждений каждый военнослужащий, с учетом его индивидуальных особенностей, воспринимает и реагирует на массу стрессовых факторов.
В последнее время государство обратило внимание на социальное здоровье молодежи. Разрабатываются и внедряются программы оздоровления психологического здоровья. Появляется много школ и направлений. Но мы порою забываем, что приоритетной задачей специалистов психологов должна стать задача предупреждения психических заболеваний и расстройств, связанных с факторами воздействия социума.
Ни для кого не секрет, что в Российской армии, в настоящее время проходят службу молодые люди, относящиеся, в большинстве своем, к средним слоям населения. Все они приходят в армию из различных регионов страны. Мы порою забываем, что эти молодые люди - наше будущее. И мы в ответе за это будущее.
Каким молодой человек вернется после службы в армии? Каким он станет после участия в боевых действиях? Какое поколение он воспитает?

Система подготовки психологов для Вооруженных сил, на сегодняшний день, не отвечает требованиям времени. Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов приводит к тому, что с проблемами психологического здоровья молодого человека приходится бороться либо родственникам, либо самому человеку. Что из этого получается, в большинстве случаев, не трудно догадаться. Как предупредить последствия постравматических расстройств? Как уберечь сегодняшнего защитника отечества от нежелательных последствий войны? Как сохранить психологическое здоровье военнослужащего в период выполнения боевых задач?

Нейро-лингвистика оказалась ответом на некоторые вопросы, возникавшие в голове. Это уникальные в своем роде методики, позволяющие при отсутствии "теплого кабинета", оказать помощь человеку. И не только помочь, но и научить ЖИТЬ. Жить по-настоящему. Не взирая на окружающие условия. Жить и выживать.
Многие военнослужащие, с кем довелось работать, имеют богатый опыт ведения боевых действий. Но их жизнь не ограничивалась рамками войны. Они мечтают о мирной жизни, в которой нет места потерям, трагедиям, душевным шрамам. Многие методики НЛП помогли им обрести душевное равновесие, научили работать со своим жизненным опытом. Характерной особенностью большинства военнослужащих являлась дезадаптация. Многим пришлось осознать, что все происходящее с человеком - происходит не с ним, а для него. Для многих этот опыт казался чем-то вроде "сущего ада", но, научившись простым методам психологической коррекции и саморегуляции, они поняли, что их непосредственное участие в боевых действиях - это их опыт, которым они имеют право гордиться.


Что же происходило с людьми во время сеансов НЛП?
"Одним из важнейших условий адаптации после психической травмы является обретение чувства контроля над будущим, реального или иллюзорного контроля …" ( Н. Владиславова. "Русское боевое НЛП в Чечне". Московский психотерапевтический журнал №2 2000г.).
Действительно во время войны человек теряет частично чувство контроля над будущим. Он, скорее всего, забывает на время про него. Шквал факторов психологического воздействия разного характера обрушивается на плечи военнослужащего. Ощущение постоянной опасности приводит к общему переутомлению, а переутомление, по сути, является нервно-психической неустойчивостью. "Линия времени" позволяет восстановить хронологию событийности, легко и приятно спланировать свое будущее.
Профессиональное счастье военного психолога, наверное, в том, что он в условиях ведения боевых действий может длительное время реально наблюдать за переменами, происходящими с людьми. С помощью данной методики была проведена работа с несколькими десятками людей. Все они сегодня прекрасно живут, работают. Возможно, даже не вспоминают о тех сеансах. Но они все, либо вернулись в мирную жизнь, либо продолжают служить своему народу. Они ЖИВУТ, принимая новые подарки судьбы, пополняя свой жизненный опыт. И, конечно же, планируют свое будущее.
Работая с помощью данной методики, я обратил внимание на характер построения многочисленных линий времени. У многих отсутствовало прошлое. Его как бы не было. Оно "стерлось" из сознания. В большинстве своем эти воспоминания уходили не глубже начала их личного участия в боевых действиях. Как выяснялось потом из бесед, элементарное построение линии прошлого позволило вспомнить все. Все то приятное и не очень, что являлось для каждого из них значимым и важным, без которого терялась суть самого человека. Но я также обратил внимание на линейность построения линии. А линейно ли теперь время? И как эта линия должна выглядеть? Многие графики напоминали спираль, линию ДНКовой структуры. Выравнивание такого графика приводило в замешательство моих подопечных. Они отказывались от процедуры изменения формы линии, превращение ее в параболу, но им доставило удовольствие работа с событийностью на этой линии. В конечном итоге я понял, что важно не то, какую линию мы построим, а то, как она будет восприниматься. Возможно, ответ на поставленный выше вопрос о графическом изображении линии времени нужно искать в работах по философии, религии и генетике.
Боевая обстановка, для успешного выполнения задачи, требует концентрации всех усилий. Концентрация или "сжатие" временных рамок привело к тому, что я стал искать наиболее быстрые и эффективные методики оказания психологической помощи.

"Постановка якорей" оказалась очень забавным занятием. Представьте, как выглядит воин в боевой обстановке. Назвать человека в полном боевом снаряжении "человеком" по его внешнему виду довольно сложно. Это своеобразный кибернетический, боевой организм. И найти точку постановки "якоря" - занятие не для слабонервных. Да и к тому же не каждому человеку понравится "вмешательство в его энерго-психологическое" пространство таким грубым способом. Но без процедуры фиксации установок работа иногда не имела бы смысла. Аудиальные "якоря" стали решением данного неудобства. "Вначале было слово, потом - дело". И впервые пришлось применить, а в начале продумать данную методику, в период выполнения боевой задачи.
Алексей Б. 20 лет. В период совершения марша, из-за некачественной подготовки автомобиля, у данного военнослужащего стал развиваться комплекс неуверенности в технике. Действия стали резкими, порою не оправданными ситуацией. Автомобиль он получил за сутки до выезда. Машина была со стажем езды по чеченским дорогам, если их так можно назвать. Наблюдая за действиями водителя, в определенный момент, пришло понимание причин его ошибок. Даже проведя элементарное обслуживание техники, автомобиль "не слушался" водителя. Дороги, как было сказано выше, сложные: серпантины, большие уклоны. Неуверенные действия могли привести к трагедии. Осознание этого факта и приводили к неуверенности. Мы поработали с ощущениями, возникающими при неуверенности. Были использованы приемы фиксации устойчивых профессиональных навыков. После положительных ресурсных воспоминаний был найден аудиальный якорь. Алексей относился к любому автомобилю, как к живому человеку. "Дорогой". И когда автомобиль на предельных нагрузках начинал, казалось бы, глохнуть, звучало это слово. Не буду утверждать, но что-то магическое в этом есть, когда машина "слышала" это слово она прибавляла в мощности. Подсознательно (а опыт управления автомашинами у военнослужащего большой) он действовал четко и грамотно. В ходе проведения марша, а на это ушло около трех суток, контролировалось психологическое состояние водителя. За это время, как мне кажется теперь, мы втроем превратились в единый, четкий боевой организм.

А можно ли использовать методики и приемы нейро-лингвистики непосредственно в ходе выполнения боевых задач?
ДА. Я не буду описывать хронологические события, хотя это могло быть очень интересным. Остановлюсь на конкретных фактах. Единственное, о чем я хочу упомянуть сейчас, это то, что все они происходили непосредственно в период выполнения боевой задачи, с риском для жизни, при предельных психофизиологических нагрузках.
Сергей Н. 21 год. Колоссальные физические нагрузки привели к переутомлению. А впереди очередная задача. Он был просто не в состоянии перемещаться. Представьте, вы идете в горы, а на ваших плечах два ваших веса. Скорость перемещения предельная. Подразделение обязано выполнить задачу в поставленные сроки - от этого зависят жизни людей. Возникает необходимость - часть, переносимого Сергеем, имущества передать товарищам. У Сергея есть силы, но в виду того, что молочная кислота "подшутила" над ним, он не в состоянии передвигаться с нагрузкой. От помощи отказывается. Для него осознание этого факта большая психологическая травма. "Как он будет смотреть в глаза своим друзьям, ведь все устали не меньше него?". Контекст согласия! Но для того, чтобы на пятиминутном привале поработать с Сергеем, пришло понимание сути его поведения. Помощь должны были предложить товарищи (вспоминаю про три ДА). Далее происходит все очень быстро. Я обращаюсь к коллективу: "Гвардейцы, вы видите, что Сергей отстает от группы? Мы не оставим друга одного? Вы готовы ему помочь?". Конечно, после этого ему предлагают помощь. Сергей отказывается, но уже не так упорно. Наступает его очередь. "Сергей, у тебя есть силы идти дальше?". ДА. "У тебя скованы мышцы ног?" ДА. "Ты видишь, что твои товарищи готовы помочь тебе? " ДА. " Когда ты почувствуешь, что в состоянии нести имущество самостоятельно Ты скажешь нам об этом, а сейчас позволь помочь тебе". На этом сопротивление его окончилось. Через три часа Сергей самостоятельно нес свое имущество.
Видимо так же Александр Васильевич Суворов руководил "Чудо-богатырями".
Контекст согласия - это прием способный вселить уверенность в собственные силы любому человеку, побудить его к осознанному действию без излишней доли сомнения. Контекст согласия - это прием способный оказать огромную помощь руководителю, начальнику, командиру в управлении своим коллективом.
Еще не единожды при выполнении боевых задач поможет нам контекст согласия.
Перевал. Высота чуть менее 3000 метров. Из всего подразделения только двое, когда-либо, ходили в горы. Большинство военнослужащих увидели горы впервые. Мы находимся на высоте 2600. Подняться осталось совсем не много. Перед нами отвесные скалы. Но это впечатление обманчивое. Группа сомневается, что в состоянии подняться на хребет. Все устали, появилась частая отдышка. " Мы ведь не альпинисты, даже снаряжения высокогорного нет. Зачем мы сюда полезли? "- слышу голоса позади. Ситуация критическая. Мы выбирали этот наиболее сложный маршрут подъема в целях безопасности. Зная, что в данном районе находится группа арабских террористов, можно было предположить, что тропы будут ими контролироваться. Стать мишенью снайпера ни кто не хотел. А на данном участке нас не ждут. Человеку в голову не придет мысль о том, что вчерашний молодой парень, без основательной альпинистской подготовки, сможет подняться именно здесь на скалы.
"Гвардейцы, видите орлов ниже нас?" ДА.
( Мы успеваем даже эмоционально прореагировать на местные пейзажи!)
"Вы впервые поднялись так высоко?" ДА.
(Будет о чем вспомнить дома!)
"Но мы уже на высоте 2600?" ДА.
(Осталось совсем немного)
"Вы представляете, что могло бы случиться, если бы мы поднимались тропами?" ДА.
"Здесь подъем гораздо безопаснее?" ДА.
"Мы выполним задачу?" ДА.
Чуть позже я понял, что наш диалог был ни чем иным как подстройкой. Произошло чудо. Гораздо позже у Н. Воронова я нашел работу, в которой он рассказывает о боевом настрое, психологической подготовке (раньше правда термин звучал иначе) и тех элементах, которыми сегодня пользуются специалисты нейро-лингвистики.

Не могу не восхищаться русским солдатом. Будь он рядовой или офицер. Сам я в погонах уже 13 лет. Тогда на перевале мы верили в удачу. И необходимо отметить, что я не знаю случаев употребления транквилизаторов российскими военнослужащими в период этой войны. Именно там, в горах пришло понимание того, что самый сильный транквилизатор - это СЛОВО. Признаюсь, мне, с 15 летним стажем горных походов, тот перевал дался очень тяжело. Но те ребята, с кем посчастливилось выполнять боевую задачу, оказались на высоте. Где они взяли эти силы? О чем они думали в те минуты? Видимо это в крови, со времен походов князя Игоря, баталий Александра Невского, походов Суворова. Сила слова, сила духа, сила воли, стремление к свободе и независимости заложены в нас генами наших великих предков.

Можно привести огромное количество примеров, в общей сложности проработать удалось с несколькими сотнями военнослужащих в различные периоды. Было выдвинуто предложение о включении в занятия по боевой подготовке раздела психологической подготовки для организации управления подразделениями. Но! В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации нет в наличии того количества специалистов психологов, которые в состоянии провести такую работу и воплотить в жизнь данные предложения.

Спустя год после проведенных занятий в Военном университете МО РФ и практических мероприятий, проведенных с использованием методик НЛП, мы пришли к выводу о том, что инструментарий психолога - это залог успеха его профессиональной деятельности. Только дифференцированный подход в работе с военнослужащими может позволить качественно и быстро оказать помощь. Были опробованы многие методики, разные приемы, но использование всех методик имеет под собой одну основу -

"СЛОВО И ДЕЛО".


20 ноября 2000 года


Посмотрим с начала?   |    Back