Вольфганг Бернард

НЛП и дальше

Исходное убеждение ©


(фрагмент книги,вышедшей в нескольких странах .Автор ищет частных лиц и организации ,заинтересованных в издании книги в России. e-mail: wolfgang-bernard@capmedia.fr)


...

Текст с обложки

С каждым днем все больше людей чувствуют необходимость в чем-нибудь, что может вывести их из рутины повседневной жизни. Главное, что мешает нам стать объединенным сознанием -- система убеждений, главенствующая над всеми другими системами убеждений: исходное убеждение.

Это исходное убеждение породило разделяющую идентичность, наше эго. Нам всем приходится создавать разделяющую идентичность в детстве, потому что только с ее помощью мы можем понимать слова, и только с ее помощью мы можем научиться быть разумными и общественными существами. Однако когда мы становимся взрослыми, разделяющая

идентичность становится главным препятствием для личного освобождения, радикального преодоления всех психических ограничений. В тот момент, когда мы выходим за рамки себя, мы снова открываем в себе то всеобщее измерение, в котором родились: пресенсорное восприятие.

Автор этой книги -- тренер НЛП. Он показывает в ней, как можно использовать технологию нейролингвистического программирования для исследования тонкого механизма исходного убеждения. Бросив ему вызов, мы можем пробудиться и познать нашу сущностную ценность, самый драгоценный камень, который мы носим в себе.

)Книга "НЛП и дальше: исходное убеждение" поднимает нас над необходимостью чинить, исправлять, улучшать или изменять умственные программы. В этой книге Вольфганг Бернард совершает великий шаг вперед, выводящий нас из рамок НЛП как технологии для личностного изменения.

Отзыв доктора Стивена Волински

Предисловие

Когда я впервые занялся НЛП десять лет назад вместе с Аленом Керолом, Жосианой де Сент-Поль, Джанни Фортунато и Жан-Марком Лабузом, я еще не знал, что это объединится с моим поиском свободы по ту сторону счастья. Этого и не случилось бы, если бы не мой друг Иван Амар, которого я впервые встретил в 1986. Его учение создало во мне новое отношение НЛП: я осознал наличие микромеханизма, поддерживающего разделяющий конфликт, из-за которого мы не можем воспринимать "объединяющий паттерн" Грегори Бейтсона; и я начал изучать этот механизм с себе самом с помощью тщательно отобранных ментальных техник.

Я хотел бы особо поблагодарить Стефана Журдена. Я смог сформулировать мои интуитивные озарения и внедрить их в мою личную и профессиональнуюжизнь только благодаря той сокровищнице совершенного знания динамики человеческого сознания, которую он передал мне.

Каждый, кто когда-нибудь работал методами НЛП, знает, насколько они мощны в коммуникации, терапии, личном развитии и умственном контроле. Если тренер компетентен, можно достичь значительных успехов на многих уровнях сразу.

С помощью НЛП можно изменить свою жизнь, достигнуть больших успехов или личностных изменений, которые могут оказаться более глубокими, чем вы ожидали. Бытьпсихологически здоровым, жить гармоничной жизнью,

одновременно твердо стоя на ногах -- не только достойная и совершенная цель, но и необходимое условие для всех, кто хочет пойти еще дальше: искать вызов жизни в пресенсорном измерении. Это измерение находится на ином логическом уровне, нежели счастье или профессиональный и личный успех.

У каждого человека есть эта благороднейшая из всех возможностей: способность освободиться от того, что я называю синдромом разделения. Использование технологии НЛП с точки зрения пресенсорного восприятия позволяет нам исследовать микромеханизм этого синдрома, заставляющего нас воспринимать другого как другого, из-за которого мы не можем

воспринимать жизнь и все сущее как живой и подвижный процесс, в котором все связано со всем остальным.

Первая глава посвящена рассмотрению НЛП с точки зрения пресенсорного восприятия.

Во второй главе исследуются скрытые структуры языка и формулируется гипотеза об их происхождении.

В третьей главе речь пойдет об исходном убеждении, самой скрытой и бессознательной части человеческой психологии: первичной системе убеждений, основе того, что мы называем "идентичностью", способе,которым синдром разделения передается через культуру.

Четвертая глава -- о сущностной ценности, ценности всех ценностей, спрятанной во всех человеческих существах; святом граале, лучшем излучшего, что дремлет в каждом, ожидая пробуждения.

Введение: песня сирен

Вопрос: Что заставило вас написать эту книгу?

Ответ: Идея написать книгу о том, как я практикую и обучаю НЛП, пришла мне в голову в 1992 году как логичное завершение моей личной эволюции, начавшейся в 1970. В то время я учился в университете Франкфурта в Германии и активно участвовал в спадающей студенческой революции. Как и большинство молодых людей в то время, я был разочарован тем, что

общество не движется к новому гуманизму. Мало того, что капиталистические институты продолжали действовать как и раньше, как ни поразительно, сами лидеры этого движения демонстрировали тот же эгоизм, неискренность, агрессивность и так далее. Они хотели уяснить и проанализировать свою

позицию, но разрыв между идеалом и действительностью становился все шире и шире. Когда я осознал, что это противоречие и сопровождающие его страдания есть и во мне, это было большим ударом. За этим ударом последовал первый сознательный экзистенциальный вопрос в моей жизни:

"Кто я, в чем смысл моей жизни? Пока я не найду ответы на эти вопросы, я не могу жить ради какой бы то ни было иной цели".

Эти вопросы были началом моего поиска Абсолюта. С того времени этот поиск был центром моей частной и профессиональной жизни. В этой книге я пытаюсь сформулировать некоторые стороны этого поиска и его результатов.

В: Не могли бы вы определить, что вы называете "поиском" и как он воздействовал на вашу жизнь?

О: Мне было 22 года, когда я начал спрашивать себя, в чем смысл существования. Вопрос этот был неотложным, мне нужен был ответ, и немедленно. Поэтому я начал искать книги и людей, которые говорили об этом. Первые намеки я обнаружил в восточной культуре, но, кроме того, я обнаружил также выдающихся людей в западном полушарии.

Возвращаясь к вашему вопросу: для меня этот поиск был абсолютной необходимостью. В тот момент, когда эта задача сформировалась внутри меня, мне стало кристалльно ясно: это то, чем я должен заниматься в первую очередь. Все остальное, вроде профессиональной карьеры, зарабатывания денег и даже создания семьи -- все это не было действительно важно для меня, пока я не нашел решения своей экзистенциональной задачи. Первым долгом я должен был пройти до конца этот путь, чем бы ни пришлось за это заплатить.

В: Чем вы объясняете то, что лишь немногие занимаются этим

поиском?

О: Я не могу этого объяснить. Но я не считаю это фактом. Если вы посмотрите на это под другим углом, вы поймете, что каждый - часть этого поиска. В час смерти каждый возвращается к своим корням. Почему бы не открыть их раньше?

В: Ваш поиск увенчался открытием источника вашего существования.Что доказывает, что то, что вы говорите -- правда?

О: Нет доказательства, доступного разуму или чувствам. Это

бездоказательное свидетельство для того, кто узнает себя в

своем исходном состоянии. Это узнавание происходит не на том

логическом уровне, где возможны комплексные эквивалентности (комплексные эквивалентности -- это лингвистические структуры;x доказывает например: "Ты выглядишь счастливым, значит у тебя все в порядке"), описанные метамоделью в НЛП, которые являются

неотъемлемой частью процесса мышления. Такие доказательства невозможны на логическом уровне первоначального восприятия, которое я называю пресенсорным; тут мы находимся в царстве недоказуемых феноменов.

В: Таким образом, для вас завершенность человека не попадает в

область, обычно называемую психологией, философией или религией?

О: Правильно. Духовные учения (за исключением дзен-буддизма) тоже предполагают некоторое психологическое видение; так или иначе они касаются внутреннего и внешнего аспектов человеческой жизни. Таким образом они отвечают на основную потребность человека понять сложность жизни, существования. В философии, психологии и религии вы найдете неисчислимое множество моделей, объясняющих смысл жизни и предлагающих

"учебное пособие по счастью". Сегодня, может быть, нужно усомниться в них, чтобы продолжать эволюционировать. Желание понять жизнь как таковую возникает в раннем детстве с вопросов вроде "Кто создал мир? Что такое бесконечность?" Это обычные вопросы, на которые приходится отвечать родителям. Проблема в том, что для ответа на эти вопросы

не подходит ни одна модель; можно сказать, что любой словесный ответ обязательно звучит неверно. В результате большая часть детей просто перестает задавать эти вопросы. Позднее, повзрослев, некоторые из них снова натолкнутся на эти вопросы и начнут искать ответ. К счастью, ответ есть, но это не "разумный", словесный ответ, и его не найти в сфере философии, психологии или религии. То, что я имею в виду, можно пояснить на такой модели: предположим, чтовоспринимаемый нашими чувствами мир -- всего лишь маленькая часть, скажем, 1% того, что действительно существует. Остальные 99% полностью недоступны нашему восприятию. Одного процента хватает для повседневной жизни: в него входят понимание слов, психологическихи философских идей, так называемых законов природы, правил поведения

в обществе, и все это действительно нужно знать. Остальные 99% не определены, так что я о них ничего не знаю. Что я могу сделать,чтобы узнать что-нибудь о них, чтобы воспринять 99%, лежащих вне моих возможностей воспринимать? Словесный ответ не принимается.

В: Я не понимаю...

О: Уберите "я". Останется "не понимать", что равнозначно "не видеть, не слышать, не чувствовать, не обонять". Двигаясь по этой линии, мы могли бы сказать: никаких мыслей, никаких моделей, никаких суждений...никакого "я"... И тут мы обнаруживаем главное препятствие на пути к восприятию 99%, которые и есть ответ на все экзистенциональные вопросы:

это наша идентичность, наше "я". Это "я" воспринимает только тот самый процент, который можно описать словами и классифицировать. Сравнительно маленький мир, в котором "я" то хочет умереть от горя, то прыгает отрадости. Это "я" чисто функционально, оно делает возможными процессы

обучения и все остальное, что нам нужно для повседневной жизни. От его зрелости зависит, насколько удачно мы справляемся с ролью общественных существ. Тем не менее, оно занимает лишь один маленькийпроцент всего нашего существования. Чтобы избежать недоразумений: его совсем не нужно уничтожать. Это было бы невозможно. Нельзя ииспытывать на прочность его компетентность и возможности. Мы хотим лишь проникнуть в 99% неизвестного и непознаваемого, не ставя под сомнение способности одного процента -- "я". Это "я" должно продолжать выполнять свои функции, поскольку оно -- ценный инструмент для решения социальных задач в повседневной жизни. Оно будет задействовано каждый раз, когда мы хотим что-то узнать, чему-то научиться, когда мы планируем будущее, когда мы говорим с кем-нибудь, когда мы ищем критерии для выбора решения и т. д. Но оно не центр, не начальник. Оно -- исполнительный орган. Пресенсорное восприятие коренится в тех 99 процентах, что содержат все, что нельзя понять, измерить, объяснить и определить. Привилегия одного процента, "я", -- его исполнительная функция, и выполняя ее, оно завершает целое.

В: А каковы преимущества восприятия большей части торта?

О: Никаких. Преимущества и выгоды принадлежат логическому уровню маленькой дольки, завершающей торт.

В: Если это не дает никаких преимуществ, то что же обусловливает желание воспринять ее?

О: Нет преимуществ для "я", внутренняя сущность которого состоит,вполне оправданно, в обдумывании того, окупятся ли хлопоты. Чтобы ответить, я воспользуюсь метафорой, но относитесь к ней с большой осторожностью.

Мотивация к восприятию 99 процентов не может исходить от "я".

Но мы можем представить себе иной род мотивации, исходящей

откуда-то из 99 процентов. Она обнаруживает себя с куда большей осторожностью, нежели мотивация "я". Иногда мы воспринимаем ее,она звучит, как песня сирен, очень тихо, очень соблазнительно, почти неслышно: "Вернись... вернись домой..." И ничего больше. Но и этого хватает, чтобы "я" перепугалось до смерти безо всякой причины. Если однажды "я" услышало песню сирен, даже если это длилось всего мгновение, то в это самое мгновение оно понимает,насколько относительно и периферийно его существование, и что придет день, когда оно уже не будет центральной точкой. Конечно, оно должно достигнуть определенной зрелости, чтобы его достигла песня сирен.

В: Как вы узнаете зрелое "я"?

О: Именно так, как я только что сказал: когда песня сирен

становится слышна. Это довольно часто случается, когда юноша

или молодой взрослый обращается к экзистенциальным проблемам вроде смысла жизни и причины существования. Мы все рождаемся без "я" и без разделяющей идентичности, и нам приходится создавать их. Одно из качеств зрелого "я" -- принятие на себя ответственности за свое собственное существование. Это значит -- понимать, что мы оказались там, где находимся, не в результате "помощи" или "противодействия" обстоятельств. Тут нужно отличать песню сиренот "ложной тревоги": песню сирен я могу услышать лишь в одиночестве.

"Ложная тревога", зачастую вызванная гуру, ищущим поклонников,случается у тех, кто думает, что духовность -- это замена своего "я" на "я" другого человека, причем предполагается, что его "я" "очевидно" сильнее и мудрее, чем свое собственное. Некоторые верят в какую-то божественную энергию, которая однажды освободит их. Если вы отказываетесь от ответственности перед обществом, вы можете попасть в тюрьму, а если отказываетесь от ответственности перед собой, то можете убедить себя в том, что освобождение приходит извне. Другое качество зрелого "я" -- отсутствие чувства вины. Те, кто решил отдаться этому ноющему и болезненному чувству,одновременно решили отказаться от ответственности за то, что они сделали, или то, что позволили сделать с собой. Зрелое "я" способно справиться со всем, что оно делает, даже если это ведет к моральным страданиям. Оно способно чувствовать раскаяние без вины.

В: Значит, лучше верить в себя, а не в кого-то другого?

О: Еще лучше -- обойтись вообще без систем убеждений, кроме тех, которые изобретаешь в бытовых ситуациях, чтобы справиться с трудностями или чтобы не причинить боли другому человеку. Чем больше я во что-то верю, тем больше я укрепляюсь в мысли, что один процент -- это все, что существует, и тем менее я способен услышать сирен.

Тому, что я сейчас сказал, не следует учить детей, пока они не

достигнут зрелости. Для ребенка главное -- создавать свою

идентичность, пока она не станет зрелой, что означает также и

создание его собственных мнений и суждений; убежденность --

это пища, которой его "я" лишать нельзя.

В: Какова была роль НЛП в вашем поиске?

О: Сначала я хотел бы прояснить мое определение НЛП. НЛП помогает лучше узнать себя; отработать различные части человеческого функционирования. Это надежный способ добиться успехов в общественной жизни. При правильном использовании НЛП может ускорить созревание "я". Позвольте привести несколько примеров:

1. НЛП работает с полезными предположениями, например: мир, который мы воспринимаем -- не объективный мир. Или, как выразился в "Науке и нормальности" Коржибски, "Карта -- не территория". С помощью нервной системы мы "считываем" события и людей, с которыми встречаемся. НЛП обучает тому, как усовершенствовать это считывание, чтобы делать как можно меньше ошибок. Одно из качеств хорошего считывания -- знание

того, что каждый живет в своей собственной, уникальной модели мира; что каждый думает и действует в соответствии с его собственными критериями, системами убеждений и стратегиями, благодаря которым он реализует (или не реализует) свои проекты.

Как человеческие существа мы всегда действуем в соответствии со своей внутренней картой, которая по определению не является территорией, на которой мы действуем. Эти карты состоят из наследственного и приобретенного материала. Вспомним, что каждый человек воздействует на окружающее с помощью другой карты. Таким образом, если я хочу понять кого-то, я изучаю его карту вместо того, чтобы исходить из ложного убеждения в том, что его карта похожа, или даже совпадает, с моей. Зрелое "я" принимает это в расчет.

2. В НЛП есть упражнение, которое может открыть ваш личный смысл в жизни (см. главу IV). Каждый, кто доходит до конца этого упражнения, испытывает глубокое понимание и обогащение. Он испытал "раскопки" сущностной ценности, дремлющей в каждом, о которой мы обычно не знаем. Вывести ее на поверхность --прекрасное средство помочь "я" достичь большей зрелости.

3. Последний пример: система убеждений и убежденность, которые для идентичности то же, что корни для дерева. Как только вы начинаете заниматься НЛП, становится очевидно, что ни одно из наших мнений, убеждений или суждений не происходит изнутри, а это значит, что все системы убеждений приходят к нам снаружи и могут быть изменены.

Когда я понял это, возник главный вопрос: "Кто я, если ни одно

из моих глубочайших убеждений не описывает меня?" Доказательство:я не моя убежденность, я не слова, с помощью которых я общаюсь,я не слова, образуемые моим мозгом, когда я говорю с собой. Осознание этого естественным образом превзошло мое интеллектуальное понимание.

В: Вы поняли, что вы не то, что вы думали.

О: Да, на это было не так легко, как кажется. Моя нервная система сыграла со мной много скверных шуток. "Я" не легко сдается. Но после того, как стало ясно, что "я" не может определить меня через слова или убеждения, у меня появился шанс открыть внутри себя механизм, постоянно поддерживающий идентичность с "я". Позднее я окрестил его

"исходным убеждением". Обнаружить исходное убеждение в себе - значит также обнаружить страдание от отдельности:

"я-отделенности-от-других-и-существования"; преодолелеть его - значит также преодолеть все психическое и моральное страдание. Когда вы подвергаете свое исходное убеждение сомнению, зависимость от "я" постепенно исчезает, вы понемногу оттесняете "я" в угол, пока оно не перестанет цепляться за свое превосходство.

В: Чем вы занимаетесь сегодня?

О: В НЛП мне нравится то же, что и в жизни: проникать в глубины играючи, снимать покровы, анализировать и синтезировать, изобретать гипотезы, открывать новые острова и быть частью поиска корней вещей, который играет со своими корнями; во всем этом я даю себе полную свободу становиться еще любопытнее и одновременно даю баюкать себя песне сирен.


Посмотрим с начала?   |    Back